Статья Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по культуре Е.А.Ямпольской «У нас есть полное моральное право ужесточать законодательство, когда речь идет о попытках осквернить нашу историческую память»

Опубликовано пн, 06/21/2021 - 16:09

Данная статья была подготовлена депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, автором инициативы о введении законодательной ответственности за публичное уравнивание целей, задач и образа действий СССР и нацистской Германии в контексте Великой Отечественной и Второй мировой войн Е.А.Ямпольской в январе 2021 г. в ответ на запрос одного из крупнейших европейских СМИ, планировавшего помочь своим читателям понять ее мотивацию. Однако после ознакомления с текстом редакция отказалась от публикации, посчитав его «всего лишь гневной риторикой, не дающей никакой полезной информации по новому закону или сбалансированной аргументации, подкрепленной историческими фактами, и потому чреватой усугублением ситуации вокруг этого весьма чувствительного вопроса». Разделяя оценку степени чувствительности вопроса, мы, тем не менее, предлагаем широкой публике ознакомиться с текстом и сделать собственные выводы.

 

В конце октября минувшего года на заседании Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации мною было высказано предложение законодательно запретить публичное приравнивание целей, решений и действий нашего руководства, военного командования и военнослужащих к целям, решениям и действиям нацистского командования, руководства и военнослужащих в годы Второй мировой войны.

Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному собранию сказал: «Мы обязаны защитить правду о Победе, иначе что скажем нашим детям, если ложь, как зараза, будет расползаться по всему миру? Наглому вранью, попыткам переиначить историю мы должны противопоставить факты…» А в одном из своих интервью просто и прямо добавил: «Недалекие люди, которые читать-писать не умеют, несут всякую фигню в Европарламенте по поводу одинаковой ответственности Гитлера и Сталина. Чушь это собачья».

Так думают в России далеко не только глава государства и депутаты Госдумы. Подобных убеждений придерживаются, поверьте, абсолютное большинство наших граждан, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Память о Победе остается для нас и священной, и очень личной — ибо трудно найти семью, где старших поколений не коснулась трагедия Великой Отечественной войны.

Я не тороплюсь вносить инициативу в парламент, встречаюсь с экспертами и историками, советуюсь с коллегами, приветствую дискуссии по этому вопросу. Моя принципиальная позиция – поставить законодательный заслон явным оскорблениям в адрес наших дедов и прадедов, сохранив при этом пространство для исторических изысканий, научных дискуссий, в том числе в части обсуждения конкретных действий и поступков конкретных лиц.

Речь идет вовсе не о наступлении на свободу слова, как пытаются представить дело некоторые мои оппоненты. Речь всего лишь о соблюдении приличий. В доме, где погибли близкие, не вывешивают портрет их убийц. Не говорят, что палач и жертва равно виноваты.

В России существуют исторические и нравственные аксиомы. Мы защищали свою землю от агрессоров, оккупантов, нелюдей. Советская армия — освободитель, а значит благодетель Европы. Обсуждать любые конкретные ситуации, факты, документы можно и нужно. Только не забывая о том, что Советский Союз, русские люди вели главную борьбу со вселенским злом нацизма. Таков глобальный вектор. Случались ли отклонения от вектора? Возможно и даже наверняка — в семье не без урода. Могут ли частности дискредитировать целое? Никогда. Добро остается Добром, Зло — Злом. Наши предки сражались на стороне Добра.

Сама по себе потребность в подобном законодательном ограничении высказывалась многократно. Она буквально витает в воздухе. Особенно в канун каждого 9 Мая, когда на различных площадках из уст преимущественно польских, украинских, прибалтийских экспертов звучат бездоказательные домыслы, чем зарабатывается дешевый политический капитал.

Как оформилась идея законопроекта? Что послужило лично для меня последней каплей? Это две книги популярного американского блогера, переведенные и выпущенные существенным тиражом у нас, в России. С заявлениями типа: «На долю поляков выпало немало бедствий: изнасилования и убийства, сначала нацистами, затем советскими солдатами».

Я испытала чувство оскорбления, острое, как ожог.

При освобождении Европы от нацизма Советская Армия потеряла более миллиона человек. Из них 600 тысяч остались лежать на территории Польши. Вдумайтесь: шестьсот тысяч осиротевших семей. Безутешные матери, вдовы, дети без отцов, — вот цена, заплаченная нами, нами! — за то, чтобы Польша вообще сохранилась на карте мира, чтобы поляки как нация существовали сегодня.

Я попыталась поставить себя на место редактора, выпускавшего эти книги в России. Благо до начала политической карьеры много лет работала именно журналистом и редактором. И с изумлением поняла, что тот моральный барьер, который не позволил бы мне выпустить в свет подобные пассажи, в данном случае у коллег отсутствует. Что ж, тогда, на мой взгляд, следует обозначить рамки законодательно.

Убеждена, что у нас есть полное моральное право ужесточать законодательство, когда речь идет о попытках осквернить нашу историческую память. Еще раз: обсуждать конкретные факты можно и нужно. Нельзя безответственно обобщать, отождествляя цели защитников Родины, освободителей с целями оккупантов, чьи чудовищные преступления раз и навсегда заклеймены Нюрнбергским трибуналом.

Западный мир в последнее время проводит активную ревизию групповых обид, исторических несправедливостей, поднятых на поверхность из глубины веков. Мы можем по-своему оценивать эти попытки заставить прошлое расплачиваться по счетам настоящего, однако чувство, побуждающее действовать подобным образом, остается вашим правом. Так попытайтесь же понять и ощутить боль, не смягченную веками, боль, которая поныне жива в российских семьях. СССР и нацистская Германия — это не «зло №1» и «зло №2», как некоторым нравится думать. Это оппозиция света и тьмы. Их невозможно, преступно, кощунственно отождествлять.