Ответ официального представителя МИД России М.В.Захаровой на вопрос СМИ о саммите ЕС - Западные Балканы

Опубликовано вт, 05/19/2020 - 16:31

Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать результаты саммита ЕС – Западные Балканы, состоявшегося 6 мая с.г. в формате видеоконференции? В частности, Председатель Европейской комиссии У.фон дер Ляйен, выступая на пресс-конференции по его итогам, заявила, что «место Западных Балкан – в ЕС», а Премьер-министр председательствующей в Совете ЕС Хорватии М.Пленкович, - что с географической точки зрения балканским странам «больше некуда идти, кроме как в Евросоюз».

Ответ: Содержание и тональность приведенных комментариев лишний раз подтверждают, что в ЕС сохраняется стремление к восприятию Западных Балкан как эксклюзивной зоны своей геополитической ответственности, в чем есовцы раньше пытались обвинять других.

Об этом же свидетельствует и ряд формулировок утвержденной по итогам видеоконференции т.н. Загребской декларации. Сложно понять, например, мотивы включения в нее фразы, под которой предложили подписаться самим западнобалканским странам, о том, что Евросоюз помогает им в борьбе с коронавирусом больше, чем кто-либо другой. Полагаем, что привнесение политики в международные усилия по противодействию пандемии неуместно и закономерно порождает вопрос о степени бескорыстности оказываемой со стороны ЕС помощи.

Вызывает обеспокоенность и то, что среди предпосылок продвижения предвступительных переговоров со странами-кандидатами со стороны ЕС на передний план все более четко выдвигается требование об их безоговорочном следовании внешнеполитическим установкам ЕС – при том, что данные установки вырабатываются без участия этих стран и, следовательно, не могут обеспечить полноценный учет их законных интересов. От западнобалканских стран ожидают, что они активно подключатся к развязанной Евросоюзом кампании по противодействию «дезинформации» и другой «гибридной активности». С соблюдением этих и других «ценностей, правил и стандартов» недвусмысленно увязывается перспектива дальнейшего сближения западнобалканских партнеров с ЕС, включая предоставление им соответствующей предвступительной финансовой помощи. В этом сложно не усмотреть элемент неприкрытого шантажа. Открытым остается и вопрос о приверженности самого Евросоюза структуре собственных «копенгагенских критериев» членства 1993 г., в которых приоритетное значение отводится обеспечению стабильности и зрелости внутренних институтов тех или иных стран, претендующих на вступление в ЕС, а не их внешнеполитическому позиционированию.

Призываем ЕС с уважением относиться к балканским странам и не присваивать себе право определять вектор их развития, позволив им самостоятельно выстраивать свою политику и сотрудничество с другими государствами.