Комментарий ДИП МИД России в связи с визитом в Россию Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф.Могерини

Опубликовано пт, 04/21/2017 - 14:15

По приглашению Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова 24 апреля Москву с рабочим визитом посетит Высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф.Могерини.

В ходе переговоров С.В.Лавров и Ф.Могерини рассмотрят ключевые аспекты двусторонних отношений, а также актуальные вопросы международной повестки дня.

Отношения Россия-ЕС переживают непростой период. Основным раздражителем остается ставка ЕС на продолжение санкционного давления на Россию. Активно подогреваются русофобские настроения в Евросоюзе, звучат безосновательные обвинения в наш адрес в стремлении ослабить ЕС и повлиять на исход выборов в ряде стран-членов.

Со своей стороны исходим из необходимости преодоления имеющихся разногласий. Заинтересованы в стабильном, устойчивом, предсказуемом и независимом Евросоюзе, остающимся нашим ключевым торгово-экономическим партнером (на его долю приходится почти 45% внешней торговли России). Готовы к полноценному возобновлению и активному поддержанию каналов взаимодействия с ЕС в различных сферах.

Несмотря на текущее состояние политдиалога и «заморозку» по инициативе Евросоюза официальных форматов отраслевых диалогов, сотрудничество по целому ряду направлений продолжается. Уже наметились и первые положительные подвижки, обозначились перспективы для взаимовыгодной совместной работы. В качестве примеров можно назвать регулярные двусторонние переговоры по противодействию терроризму и оргпреступности и взаимодействие в рамках регионального сотрудничества, в том числе реализация программы приграничного сотрудничества на период 2014-2020 гг.

Рассчитываем на предметный разговор о путях восстановления сотрудничества с ЕС. Готовы выстраивать взаимовыгодные отношения с Евросоюзом и его странами-членами на основе равноправия, уважения национальных интересов и объективной взаимозависимости экономик, обусловленной территориальной близостью и взаимодополняемостью.

В числе международных тем в ходе переговоров планируется обсудить ситуацию на УкраинеЗападных Балканахв СирииИракеЛивии, ход реализации Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы, проблематику БВУ.

Украинский кризис остается в центре наших разногласий с Евросоюзом. Надеемся, что ЕС прекратит игнорировать упорное уклонение Киева от выполнения своей части обязательств по реализации Минских соглашений, прежде всего в сфере политического урегулирования, обратит внимание на проявления агрессивного национализма, нарушения свободы слова и прав журналистов на Украине.

Озабочены нестабильной ситуацией на Западных Балканах, отсутствием прогресса в Диалоге Белград-Приштина, ведущегося при посредничестве ЕС. Считаем неприемлемыми попытки вмешательства во внутренние дела суверенных государств, перекраивания итогов волеизъявления их граждан.

В контексте сирийского урегулирования отмечаем потенциал ЕС как крупного гуманитарного донора, что налагает на Брюссель дополнительную моральную ответственность, которая должна исключать увязку оказания помощи с политическими требованиями и предварительными условиями. Сбалансированная расстановка акцентов необходима и применительно к гуманитарной ситуации в Ираке и Йемене. Подчеркиваем важность придания инклюзивного характера политическому процессу в Ливии.

Отмечаем близость подходов России и ЕС к вопросам палестино-израильского урегулирования. Готовы к продолжению «сверки часов» по реализации СВПД.

Действенным инструментом по выводу отношений России и ЕС из сегодняшнего состояния могло бы стать продвижение по пути формирования общего экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана. Россия продолжает рассматривать данный проект как самый перспективный в плане обеспечения долгосрочного и устойчивого развития всего евразийского континента, который может стать действенным инструментом по выводу отношений России и Евросоюза из сегодняшнего кризисного состояния.

Экономической основой такого долгосрочного проекта может стать в первую очередь развитие взаимодействия между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Евросоюзом. Налаживание диалога по линии ЕС-ЕАЭС помогло бы в становлении широкой зоны стабильности и мира на пространстве Евразии.