Выступление В.А.Чижова на слушаниях в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации «О проблемах с соблюдением прав человека в государствах-членах Европейского союза». Москва, 14 мая 2012 года

ДИАЛОГ РОССИЯ-ЕС ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

 

Уважаемые члены Федерального Собрания,
Уважаемые представители дипломатического корпуса,
Дамы и господа,

Прежде всего, хотел бы поблагодарить Комитет Государственной Думы по международным делам за приглашение принять участие в слушаниях. Сама идея их проведения весьма полезна и отвечает логике наших отношений с Евросоюзом. Права человека не относятся исключительно к внутренним делам государств. Они являются предметом законного интереса всех стран. Этот принцип закреплен в документах ОБСЕ, участницами которой являются все государства ЕС и Россия. (Кстати, закрепление этого принципа произошло на конференции СБСЕ в Москве в 1991 году.)

В своем выступлении хочу остановиться на нашем диалоге с ЕС в сфере прав человека и обозначить ряд проблем, которые в нем возникают.

Общий ход диалога мы в целом оцениваем позитивно. Мы выстраиваем его с опорой на обязательства, выработанные в ООН, ОБСЕ и Совете Европы. Россия и 27 стран ЕС являются членами этих организаций и, таким образом, входят в единое правочеловеческое пространство, которое формируют обязательства, принятые в их рамках.

Несколько слов о форматах нашего взаимодействия с ЕС.

Основным форматом являются экспертные консультации в рамках политического диалога. Они проводятся дважды в год – весной и осенью в Брюсселе. Такой формат был утвержден саммитом Россия-ЕС в Гааге в 2004 году. Целью консультаций является обмен мнениями между равными партнерами по вопросам, представляющим взаимный интерес, и сближение подходов к решению наиболее актуальных задач международного сотрудничества в правозащитной сфере. Перед каждой такой встречей Россия заранее передает стороне ЕС подробный перечень конкретных фактов, которые вызывают наши озабоченности. Мы считаем практику таких встреч оптимальной.

Другим форматом, который начал складываться с недавнего времени, является Гражданский форум Россия-ЕС. Пока состоялись два его заседания – в Праге 28-29 марта 2011 года и Варшаве 1-2 декабря 2011 года. На них были рассмотрены вопросы исполнения решений Европейского суда по правам человека, повышения подотчетности в деятельности государственных органов, упрощения визового режима между Россией и ЕС.

Кроме того, мы обсуждаем со странами ЕС вопросы прав человека на многосторонних площадках. Наиболее важными среди них являются Совет ООН по правам человека, Совет Европы и ОБСЕ.

Ситуацию с правами человека в России регулярно рассматривают Европарламент и другие структуры ЕС. Наше Постпредство в Брюсселе всегда участвует в таких заседаниях. Надеюсь, что подобные мероприятия, посвященные правам человека в странах ЕС, станут регулярными и у нас.

Теперь о проблемах. Выделю четыре, на мой взгляд, главные.

Прежде всего, озабоченность не может не вызывать тот факт, что Евросоюз, несмотря на бодрые и оптимистичные декларации и после успешно завершенных многомесячных изнурительных переговоров, так до сих пор не присоединился к главному правовому инструменту Совета Европы – Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Мы выступаем за то, чтобы это произошло как можно скорее. Присоединение ЕС станет важным шагом на пути создания действительно общеевропейского правового пространства и единой системы защиты прав человека на основе упомянутой Конвенции и деятельности Европейского суда по правам человека.

Другая проблема – избирательный подход к обязательствам. Мы исходим из принципа равенства всех прав человека, их взаимозависимости и взаимодополняемости. Надо уделять одинаковое внимание всем категориям правозащитных норм и стандартов. Их деление на первоочередные и второстепенные противоречит здравому смыслу.

Трудно объяснить «негражданину», лишенному основных политических и социальных прав, или человеку, пострадавшему и продолжающему страдать от проявлений агрессивного национализма, что их интересы менее «актуальны», чем, скажем, права журналистов или представителей сексменьшинств. Непонятно, почему свободе передвижения, включая обязательства о переходе к отмене виз, должно уделяться меньше внимания, чем свободе слова, собраний и вероисповедания.

В период экономического кризиса надо уделять больше внимания социально-экономическим аспектам прав человека. Также необходимо сохранять традиционные ценности, лежащие в основе нашей цивилизации.

Третья проблема, на мой взгляд, связана со слабой вовлеченностью гражданского общества стран ЕС. Если представители российских НПО и оппозиции активно участвуют в диалоге, регулярно бывают в Брюсселе, то обратного движения со стороны ЕС не наблюдается.

И, наконец, в-четвертых, наш диалог с Евросоюзом по гуманитарной проблематике – как в двустороннем плане, так и в рамках международных организаций – к сожалению, нельзя назвать абсолютно взаимоуважительным. Видимо, слишком велик соблазн обвинять и поучать, из-за чего дискуссии часто переходят в область взаимного обмена претензиями. Такого быть не должно.

Уважаемые дамы и господа,

Наш диалог с ЕС по правам человека, который длится уже много лет, показывает, что проблемы в этой сфере есть у всех. Ни одна страна не может похвастать безупречным «послужным списком». Многие проблемы являются общими для всех. Например, рост ксенофобии и национализма. Их надо выявлять и устранять сообща.

К тому же России и ЕС есть чему поучиться друг у друга. Так, в нашем многонациональном и многоконфессиональном государстве на протяжении веков сложились уникальные традиции добрососедского сосуществования последователей различных культур и религий, основанного на толерантности на социально-политическом и межличностном уровнях. Мы готовы делиться с партнерами нашим опытом.

Главное – не политизировать наш диалог. Вести его по-деловому, на взаимоуважительной основе. Учиться слушать и слышать друг друга. Не пытаться перевоспитывать и навешивать ярлыки. Учитывать национальные, исторические и культурные особенности.

Кроме того, необходимо более активно, не на словах, а на деле развивать контакты между людьми, живущими в России и ЕС. А для этого надо снять барьеры, которые им мешают, прежде всего визовые ограничения. Россия выступает за скорейшую отмену виз для краткосрочных поездок граждан России и ЕС. Естественным ориентиром для этого могла бы стать Зимняя Олимпиада 2014 года в Сочи.

Считаю, что нам надо совершенствовать механизм экспертных консультаций по правам человека в Брюсселе. Но делать это не через изменение их формата и модальностей, как предлагают наши партнеры, а путем улучшения содержания. Надо фокусироваться не столько на персональных случаях нарушения прав человека, сколько на крупных вопросах. Включая те, по которым Россия и ЕС могут сблизить позиции на международных площадках.

Одновременно ничто не мешает искать новые пути взаимодействия. Один из вариантов – развивать парламентский трек. В частности, можно подумать об организации параллельного тематического диалога по правам человека между Федеральным Собранием Российской Федерации и Европарламентом. Например, в форме тематической рабочей группы Комитета межпарламентского сотрудничества. Также было бы полезно ввести в регулярную практику слушания в Государственной Думе по правам человека в странах ЕС. Убежден, что эти шаги внесут вклад в повышение эффективности диалога Россия-ЕС в сфере обеспечения и защиты прав человека.

Благодарю за внимание.