Выступление В.А.Чижова на международной конференции «Энергетический диалог Россия-ЕС. Газовый аспект». Брюссель, 14 мая 2014 года

Рад приветствовать участников ставшей уже традиционной международной конференции, посвященной газовым аспектам энергетического взаимодействия Россия-ЕС. Конференция проводится уже в девятый раз и третий год подряд она организуется в Брюсселе, что подчеркивает возросшее значение институтов ЕС в регулировании международного энергетического сотрудничества.

Сегодня мероприятие проходит в непростой обстановке, в ситуации, когда сотрудничество Россия-ЕС во всех сферах, а не только в энергетической, проходит испытание на прочность. В этом контексте следует отметить, что представители Еврокомиссии в этот раз отказались участвовать в конференции, о чем мы сожалеем.

Неверный анализ состояния и проблем украинского общества и затем диагноз, поставленный Евросоюзом Украине, привели к ошибочным рецептам по оздоровлению обстановки. Внутренний конфликт в этой стране, спровоцированный не без участия самого Евросоюза, а также США, квалифицируется сегодня как «происки Москвы», и именно от нее ЕС требует «деэскалации», хотя требовать этого надо от Киева, который использует армию и тяжелую боевую технику для подавления народных выступлений. Евросоюз, обладающий немалым влиянием на Киев, даже не пытается убедить его в необходимости урегулировать ситуацию мирным путем, путем переговоров, но, наоборот, всячески поощряет Киев в попытке решить проблему силой (чего стоят, например, заявления ЕВС о том, что Киевские власти, дескать, имеют монополию на применение силы! Какой контраст с жесткими заявлениями той же ЕВС и Еврокомиссии в адрес законно избранного президента Украины В.Януковича о недопустимости применения силы в отношении тех, кто в конечном счете осуществил государственный переворот!). Одновременно России грозят санкциями, в том числе экономическими.

К счастью, за многие десятилетия сотрудничества, которое началось задолго до приобретения Россией своего нынешнего статуса и задолго до появления на политической карте мира самого Европейского союза, стороны смогли наработать настолько тесные экономические связи, что разрушить их не так-то просто; попытка сделать это больно ударит не только по России, но и по странам ЕС.

Говоря о сотрудничестве России и ЕС в газовой сфере, хочу выразить удовлетворение заявлением еврокомиссара по энергетике Г.Эттингера о недопустимости распространения санкций на сферу энергетики. Действительно, введение каких-либо запретов в этой области нанесет значительный ущерб обеим сторонам. Но этим дело не ограничится: под угрозу будет поставлено, например, достижение целей в борьбе с климатическими изменениями, поскольку страны ЕС будут вынуждены искать замену природному газу и шире использовать экологически грязный уголь. Другими словами, нанесенный ущерб будет иметь глобальный характер, что, впрочем, не удивительно в эпоху глобализации.

Мы согласны с мнением господина Эттингера о том, что Евросоюз будет продолжать оставаться на перспективу крупнейшим потребителем российского газа. Этот тезис стороны подтверждали друг другу неоднократно, он зафиксирован в «Дорожной карте» энергетического сотрудничества Россия-ЕС до 2050 года. Впрочем, мы обратили внимание и на некоторые оговорки, сделанные при этом еврокомиссаром. Эти оговорки сводятся к тому, что, хотя ЕС и останется импортером «голубого топлива» из России, но только «в ближайшие годы». Соответственно, возникают предположения о планах ЕС отказаться от поставок российских энергоресурсов уже в среднесрочной перспективе. А это означает для России необходимость активизировать усилия по географической диверсификации газового экспорта. В принципе российская сторона полагает, что диверсификация – дело полезное. «Страховочная сетка», создаваемая за счет переплетения многих направлений экспорта и импорта, может действительно повысить энергетическую безопасность и России, и ЕС. Главное, чтобы такая диверсификация была не только политически, но и экономически оправданной. С этой точки зрения среднесрочные перспективы диверсифицировать российский экспорт газа выглядят оптимистично – по прогнозам аналитиков, в ближайшие два десятилетия рост спроса на энергоресурсы будет генерироваться на 85% в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где и сегодня цены на газ существенно выше среднеевропейских. Кстати, именно это делает встречные перспективы для ЕС как импортера энергоносителей куда более туманными.

И конечно, не стоит забывать, что подлинная энергетическая безопасность достигается не только путем диверсификации, но и за счет качества политических отношений между странами. И здесь мы вновь можем с сожалением констатировать выбор, сделанный Евросоюзом, в пользу нагнетания напряженности, развязывания информационной войны против России. И это – вместо поиска взаимоприемлемых компромиссов, которые не только укрепляли бы доверие сторон друг к другу, но и, что гораздо важнее, остановили бы кровопролитие на Украине.

Говоря о диверсификации, нельзя не учитывать, что она может касаться не только источников поставки энергоресурсов в страны ЕС, но и маршрутов их доставки. В этом контексте пуск в эксплуатацию газопровода «Северный поток», способного доставлять на рынок ЕС 55 млрд. куб. метров газа в год, приветствовался как Россией, так и Евросоюзом. К сожалению, этот газопровод сегодня работает на половину своих возможностей из-за задержки Еврокомиссией выдачи необходимых согласований на полноценную эксплуатацию соединительного газопровода «Опал», который призван доставлять газ, поступивший по «Северному потоку», дальше странам-потребителям.

Диверсификации маршрутов доставки российского газа в страны ЕС призван содействовать и газопровод «Южный поток» мощностью свыше 60 млрд. куб. метров газа в год, сооружение которого уже началось. Запуск первой очереди газопровода ожидается уже в 2015 году. Этот проект носит международный характер. В его реализации, помимо России, задействованы восемь стран, семь из которых – члены ЕС. Важность этого проекта для повышения энергобезопасности ЕС подчеркивает то, что в обсуждении технических и юридических условий его реализации принимает участие Еврокомиссия, получившая мандат на это от всех стран-членов ЕС.

И «Северный поток», и «Южный поток» являются важными элементами снижения транзитных рисков, возникающих при доставке российского газа потребителям в Европе. Украина, которая за последнее десятилетие дважды становилась причиной «газотранзитных» кризисов в Европе, сегодня вновь угрожает энергетической безопасности и России и ЕС. На сегодняшний день долг украинской компании «Нафтогаз» только за поставленный газ превысил 3,5 млрд. долларов (причем в этой сумме не учитываются штрафные санкции за просрочку платежей, за недобор газа и т.п.). При этом украинская сторона пытается шантажировать «Газпром», увязывая погашение этого долга со снижением цены на газ. Угрожает Украина и отказом от закачки газа в подземные газовые хранилища в объемах, необходимых для обеспечения бесперебойной поставки газа потребителям в ЕС в зимний период. И это угроза уже не только в адрес России, но и в адрес Евросоюза. Излишне, наверное, говорить, что Россия на шантаж не поддастся, но и нести дальнейшие убытки по вине украинской стороны не намерена. Полагаем, что проблемой пора озаботиться и Евросоюзу, который имеет существенные рычаги воздействия на своих подопечных в Киеве. В конце концов, и Украина, и ЕС являются участниками Договора к Энергетической хартии, который содержит положение, запрещающее стране-транзитеру прерывать транзит по каким бы то ни было причинам. Россия оплатила транзит газа через территорию Украины до октября этого года, и Украина обязана обеспечить такой транзит в полном объеме как минимум в течение этого периода. У Евросоюза есть также варианты воздействия на Украину и через механизмы инициированного ЕС Энергетического сообщества, участницей которого Украина тоже является.

Несмотря на все вышеизложенные проблемы, которые, надо признать, серьезно обострились за последние месяцы, Россия и ЕС продолжают успешно сотрудничать по многим направлениям энергетического взаимодействия, которое затрагивает не только торговлю энергоресурсами, но и научно-исследовательскую работу, совместный анализ ситуации на энергетических рынках, подготовку прогнозов их развития, разработку и внедрение инновационных решений по добыче и переработке энергоресурсов, по повышению энергоэффективности. На российском рынке с прибылью для себя работают многие крупнейшие энергетические компании, в том числе из стран ЕС, и их работа высоко ценится российскими партнерами. Другими словами, частные компании продолжают заниматься делом, обеспечивая энергоресурсами экономику стран ЕС, генерируя прибыль, значительная часть которой затем поступает в казну государств в виде налогов, поддерживая трудовую занятость, предотвращая тем самым социальные протесты. Огромная польза от всего этого очевидна, и ответственные политики, действительно пекущиеся о благополучии своих народов, обязаны помогать бизнесу, а не следовать слепо в фарватере американской администрации, которая использует Украину как пешку в геополитической игре. Роль какой шахматной фигуры отводится при этом ЕС, гадать не буду, но, похоже, не ферзя.

Уверен, что со временем ситуация успокоится, Россия и Евросоюз вернутся к позитивной повестке дня в их взаимоотношениях: ведь Россия и ЕС – соседи на Евразийском континенте и останутся ими навсегда - сама география не оставляет нам другого варианта, кроме как работать совместно. Но людей, которые сегодня гибнут на Украине от рук фашиствующих националистов и в результате применения армии против гражданского населения, будет, к сожалению, уже не вернуть. И именно об этом должны задуматься в Евросоюзе те, кто укрепляет Украину во мнении о возможности рассматривать целые области страны как населенные исключительно террористами.

В заключение хочу подчеркнуть, что российская сторона твердо настроена на развитие плодотворного взаимодействия со всеми, кто проявляет к этому встречную и искреннюю заинтересованность.

Спасибо за внимание.