+ -
Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе

Опубликовано 2016-04-01 21:37:48

Интервью В.А.Чижова газете "Известия"


Интервью Постоянного представителя России при ЕС В.А.Чижова газете "Известия", опубликованное 1 апреля 2016 года

Вопрос: Сейчас происходит пересмотр отношений России и ЕС и наоборот. Каких именно изменений следует ожидать?

В.А.Чижов: Пока эту работу каждая сторона ведёт самостоятельно. Мы в России её ведём в межведомственном формате, учитывая, что в сотрудничество с Евросоюзом традиционно были вовлечены более десятка министерств и ведомств, не говоря уже о парламентском треке, бизнес-контактах и так далее. Нечто подобное, очевидно, происходит и на стороне наших партнёров. Когда эта работа будет завершена, тогда мы, очевидно, сопоставим наши выводы и будем смотреть, что делать дальше.

Отправная точка сводится к тому, что возврат к формуле, которая определяется английским выражением «business as usual» («дела как обычно»), не нужен ни той, ни другой стороне. Наверное, это было бы и неправильно, и бесперспективно.

Нам нужно сформулировать модальности взаимоотношений на перспективу, которые были бы больше сфокусированы на содержании, нежели на лозунговом обрамлении. Мы долго - в течение целого ряда лет - называли наши взаимоотношения с Евросоюзом «стратегическим партнёрством» и настолько замылили этот термин, что он постепенно перестал отражать то реальное содержание, которое в него вкладывалось.

Ведь ещё задолго до украинского кризиса у нас были определенные шероховатости, сложности в решении вопросов, пробуксовка некоторых переговорных треков. Так что украинский кризис скорее высветил реальное положение дел, нежели сам по себе стал переломным моментом.

Вопрос: Раньше мы называли отношения России и ЕС «стратегическим партнёрством», а как сейчас их можно охарактеризовать? Стоит ли ожидать сокращения контактов, сотрудничества?

В.А.Чижов: Сегодня состояние наших отношений ненормальное. Я думаю, этим словом выражается всё. Что будет дальше в перспективе? Да, возврат к нормальным отношениям. Но это будут отношения, несколько отличающиеся от того, что было. Они станут прагматичнее и будут действительно основаны на взаимных интересах.

Вопрос: В плане прагматичности есть уже какие-то выводы, что для нас важно в этих отношениях?

В.А.Чижов: Я не хочу забегать вперед. Работа пока продолжается.

Вопрос: Существуют ли механизмы сотрудничества между Россией и ЕС по антитеррористическим действиям. Первого апреля заместитель Министра иностранных дел России Олег Сыромолотов встретится с заместителем генсека Европейской внешнеполитической службы и координатором ЕС по борьбе с терроризмом. Соответственно, будут обсуждаться совместные антитеррористические действия. Вы сказали, что России всегда есть, что предложить. А что мы можем предложить?

В.А.Чижов: Во-первых, опыт. Как известно, наша страна накопила немалый опыт борьбы с террором как в международном контексте (например, в Сирии), так и, увы, на нашей собственной территории. Обмен этим опытом и информацией, наверное, и есть то главное содержание. Говорить о каких-то совместных операциях с Евросоюзом на данном этапе, наверное, преждевременно – пока странам ЕС с трудом удаётся договариваться даже между собой.

Я недавно встречался с координатором ЕС по борьбе с терроризмом Жилем де Керковом. Он откровенно говорит, что в этой сфере 90% всей ответственности по-прежнему лежит на странах-членах, и только 10 – на общеевропейских структурах.

Одна из проблем, с которой они столкнулись после парижских терактов в ноябре прошлого года и особенно после недавних брюссельских, это необходимость координации. Пока внутри Евросоюза, но, естественно, и с внешними партнёрами тоже. Мы здесь открыты к сотрудничеству - не только в рамках обмена опытом, но и в более практическом плане.

Пока я ограничусь этим. Посмотрим, чем завершится визит Олега Владимировича Сыромолотова в Брюссель.

Вопрос: По поводу продажи нефти ИГИЛ. Турция там закупает нефть, затем её часть направляется в Европу. Мы неоднократно заявляли, что необходимо перекрывать эти каналы финансирования боевиков. Какие ведутся разговоры по этому поводу между Россией и ЕС? Сейчас складывается ощущение, что Евросоюз только говорит о необходимости прекращения финансирования, но на самом деле действий никаких не предпринимает.

В.А.Чижов: Давайте смотреть на проблему финансирования терроризма в комплексе. Тот нефтяной бизнес, о котором Вы говорите - у ИГИЛ с Турцией, - это одна сторона дела. Здесь рассчитывать, что Европейский союз примет участие в военных операциях по уничтожению этой инфраструктуры, не приходится. Евросоюз - не участник военных действий в Сирии или где бы то ни было. Это вообще не военная организация.

Что же касается отслеживания финансовых потоков и экономических связей, то здесь Евросоюзу есть чем заняться. Наверное, не вся нефть, которую ИГИЛ продаёт в Турцию, там остаётся. Что-то, вероятно, потребляется. В то же время немалая часть в сыром, или переработанном виде попадает и на европейские рынки. Определённая работа на данном направлении ЕС ведётся, но, конечно, этого пока недостаточно.

Вопрос: Последние события: теракты, наплыв мигрантов, «Brexit» (возможный выход Великобритании из ЕС). К чему могут привести подобные потрясения, есть ли шанс, что Евросоюз останется в тех же границах? Есть ли какая-то подпитка извне подобного ослабления Евросоюза?

В.А.Чижов: Я скажу со всей определённостью: Евросоюз в обозримой перспективе не развалится. Когда Вы говорите о его сохранении в тех же границах, очевидно, имеете в виду как раз «Brexit». Это на сегодняшний день единственный реальный вариант изменения границ Евросоюза в сторону их уменьшения. Разумеется, здесь всё будет зависеть от исхода июньского референдума в Великобритании.

Можно прогнозировать какие-то результаты, но в любом случае ясно одно: какой бы ни был конкретный результат референдума, сам факт его проведения и сумма прогнозов говорят о том, что по данному вопросу налицо достаточно глубокий раскол в британском обществе. Даже если какое-то большинство будет за сохранение страны в составе Евросоюза, всё равно немало людей проголосуют за выход. Точно так же и наоборот. Поэтому британский фактор очевидно ослабляет единство ЕС.

Впрочем, здесь полезно посмотреть на предысторию вопроса. Ведь Великобритания далеко не первой вступила в Евросоюз. Она сделала это после многолетних колебаний. И, даже вступив, Великобритания обеспечила себе особый статус по целому ряду направлений: в частности, неучастие в Шенгене и еврозоне, а также то, что называется «тэтчеровской скидкой». Когда Маргарет Тэтчер была премьер-министром, она сумела добиться возврата в британский бюджет части взноса страны за членство в Евросоюзе. Иными словами, Великобритания всегда была в ЕС на особом счету и никогда не входила в его так называемое «крепкое ядро».

Вопрос: Кому может быть выгодно такое ослабление?

В.А.Чижов: Ослабление Евросоюза связано не только с «Brexit». Мы совсем недавно наблюдали довольно сильные потрясения в финансово-экономической сфере. Речь идёт в первую очередь о кризисе еврозоны, из которого ЕС, хоть и не без потерь и не до конца, но всё-таки сумел в целом выбраться.

В политическом плане Евросоюз озабочен недостатком единства. Если мы посмотрим на широкий круг проблем, с которыми он сталкивается, то увидим, что те дебаты, зачастую острые, которые идут внутри ЕС между странами-членами, охватывают достаточно широкий спектр вопросов.

Обратной стороной этой проблемы является то, что сохранение единства превращается для Евросоюза в самоцель. Поэтому итоговые документы внутриесовских встреч зачастую отражают лишь наименьший общий знаменатель в позициях стран-членов по разным сюжетам: будь то сверхактуальная сейчас проблема миграции или что-то другое. Это затрагивает и российское направление внешней политики ЕС.

Вопрос: Все больше чувствуется напряженность отношений в Европе, в том числе противостояние Польши с Германией по вопросам приёма мигрантов. К чему может привести такой раскол?

В.А.Чижов: Да, Вы правильно подметили наличие расхождений. Причём не только между Польшей и Германией, хотя после прихода к власти нынешнего польского правительства ситуация на этом треке действительно обострилась.

Семь тысяч мигрантов - это квота, которую Польша обязалась принять и пока от этого не отказывается. Но в Варшаве говорят, что ни одного больше они не примут. А есть страны в Центральной и Восточной Европе, для которых и это очень много. Для них единственная приемлемая цифра - это ноль.

Линия Германии на начальном этапе этого кризиса заключалась в том, что надо проявить гуманность, толерантность и приветствовать мигрантов. Наверное, когда всё это закончится, то войдет в историю как крупная политическая ошибка Германии и конкретно канцлера Ангелы Меркель. Свидетельством этому уже сейчас являются разногласия, которые становятся очевидны внутри правящей партии и правящей коалиции, а также параллельный рост популярности прежде маргинальных политических сил, новообразованных партий, стоящих на антииммигрантских позициях.

Эти настроения правого популизма существуют, конечно, не только в Германии. Они охватывают многие страны Европы. В конечном итоге всё будет зависеть от того, удастся ли Евросоюзу всё-таки справиться с проблемой миграции.

Проблема застала Евросоюз врасплох. Попытки найти какие-то паллиативные решения пока реализуются с трудом. Даже те скромные цифры, которые фигурируют в решениях ЕС, и те зачастую не соблюдаются. Так что эта проблема, очевидно, будет головной болью для всех без исключения стран Евросоюза на некоторую перспективу.

Вопрос: Недавно министр энергетики Великобритании заявила, что если страна выйдет из Евросоюза, то это ослабит позиции Лондона в плане зависимости от поставок российского газа. Как бы Вы могли прокомментировать подобное заявление и в принципе использование темы энергополитики?

В.А.Чижов: Наверное, это свидетельство того, что без ограничителей в виде общих решений структур Евросоюза частный энергетический бизнес может обрести бόльшую самостоятельность и начать идти наперекор общей линии ЕС на ограничение зависимости от российских поставок. Учитывая, в частности, кампанию по дискредитации нового энергопроекта «Северный поток – 2», в котором в числе прочих участвует и британо-голландская компания «Shell», хотя сам по себе этот проект является сугубо коммерческим. Я думаю, что с этим могут быть связаны такие опасения госпожи министра.

Вопрос: Рассчитываете ли Вы, что антироссийские санкции будут сняты этим летом на голосовании или их по-прежнему будут связывать с Минскими соглашениями, выполнение которых затягивает Киев?

В.А.Чижов: Я не хотел бы говорить о судьбе санкций, тем более гадать, когда и в какой форме будет определена их судьба.
Мы знаем, что дискуссия запланирована на июньском саммите Евросоюза, но это не предмет наших переговоров и обсуждений с ЕС. Эта проблема, которую они создали, им её и решать.

Вопрос: Количество стран, которые уже выступают против, увеличивается?

В.А.Чижов: Да. Я в одном из прошлых интервью сравнил это с физическим процессом накопления критической массы. Посмотрим. Пока, действительно, всё больше стран, всё больше лидеров не только в контактах с нами, но и публично высказываются за прекращение этой практики санкций.

Вопрос: Но их всё равно меньше?

В.А.Чижов: Не знаю. В какой-то момент, уверен, их станет больше. Когда этот момент настанет, гадать не буду.

Вопрос: Европарламентарии из разных стран посетили или планируют посетить Крым, на Ялтинском международном экономическом форуме, по нашим данным, будут присутствовать евродепутаты из Австрии, Франции. Приедут еще и европейские бизнесмены говорить о бизнесе в Крыму. Можно ли сказать о смягчении позиции Евросоюза по Крыму?

В.А.Чижов: Увы, о смягчении позиции Евросоюза по Крыму сказать нельзя. Официальная позиция каких-либо изменений не претерпела. То, что она не отражает объективной реальности, я думаю, достаточно очевидно. То, что её не разделяют отдельные политики ЕС, включая европарламентариев, похвально, но, к сожалению, не меняет пока общей картины. Однако, как гласит известная поговорка, никогда не говори никогда.

Вопрос: 6 апреля в Нидерландах пройдет референдум по соглашению об ассоциации Украины с ЕС. Повлияет ли результат референдума на решение об ассоциации? Можно спрогнозировать, каков будет его итог?

В.А.Чижов: Этот вопрос следует адресовать властям Нидерландов. То, что этот референдум не обязывающий, а рекомендательный, я считаю, непринципиально: в 2005 году аналогичный рекомендательный референдум проходил в тех же Нидерландах по проекту Евроконституции. Большинство выступило против, и тогдашнее правительство Нидерландов, почувствовав политическую ответственность, действовало в соответствии с итогами этого референдума.

Если говорить в практическом плане, то хотел бы опровергнуть тех, кто пытается и в этом референдуме увидеть «руку Москвы». Помимо того, что мы в такие дела никогда не вмешиваемся, в практическом плане для России это мало что изменит. Временное применение соответствующих положений Соглашения об ассоциации ЕС - Украина уже началось 1 января 2016 года. То есть ущерб уже нанесён.

Вопрос: У какой страны больше всего сейчас шансов первой вступить в Евросоюз в ближайшие годы?

В.А.Чижов: На ближайшие годы - ни у кого. Господин Жан-Клод Юнкер, Председатель Еврокомиссии, на этот счёт высказался достаточно недвусмысленно, заявив, что в течение его мандата никакого расширения Евросоюза не будет. А мандат у него до 2019 года.

Вопрос: А через пять лет у какой страны больше шансов?

В.А.Чижов: По моим наблюдениям, элемент «расширенческой усталости», как здесь говорят, налицо. Евросоюз пока ещё не переварил тех, кого он принял в рамках прошлых волн расширения.

Вопрос: В Евросоюзе есть страх, опасения, что если ещё кого-то принять, то этого уже ЕС действительно не выдержит?

В.А.Чижов: Я тут гадать опять не буду. Если Вы имеете в виду Украину или Турцию, конечно, принятие их в Евросоюз было бы сильным, а возможно и чрезмерным, дополнительным грузом для корабля евроинтеграции.

Если же говорить о малых странах - есть ведь и такие, которые записались в кандидаты и их признали таковыми, - то тут потенциальный эффект менее значительный. Но всё равно я не жду решений по расширению Евросоюза в ближайшие годы. Всё остальное - это разговор на средне- или, скорее, долгосрочную перспективу.

Вопрос: В феврале Вы заявили, что Европа может вернуться к проекту «Южный поток». Изменилась ли ситуация?

В.А.Чижов:  Я говорил достаточно осторожно на этот счёт. Я сказал, что потребности Европы, Евросоюза в частности, в российских энергопоставках, в том числе газа, объективно могут стимулировать обсуждение разных проектов, в том числе и «Южного потока».
Но на данный момент «Южный поток» закрыт, и каких-либо конкретных планов ни у нас, ни, насколько я понимаю, у Евросоюза его реанимировать в прежнем виде нет.


Source URL: https://russiaeu.ru/ru/node/78