+ -
Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе

Опубликовано 2023-03-14 17:12:46

Интервью директора Департамента внешнеполитического планирования МИД России А.Ю.Дробинина, опубликованное в журнале РИСИ «Проблемы национальной стратегии», №1, 2023 год


Вопрос: Уважаемый Алексей Юрьевич, говоря о глобальных тенденциях в области международной политики, какие, на Ваш взгляд, являются стержневыми, определяющими рамки возможного и невозможного?

Ответ: По словам Президента Российской Федерации В.В.Путина, мы вступили в самое опасное, непредсказуемое и вместе с тем важное десятилетие со времён окончания Второй мировой войны. На мой взгляд, эта фраза очень точно и ёмко определяет сущность того этапа развития, в который сейчас входят мир, страна, все мы вместе и каждый из нас в отдельности.

Главная тенденция состоит в том, что структура международных отношений изменяется в направлении многополярности. Сразу поясню, что мы понимаем многополярность как политический феномен. Это специальный профессиональный термин для анализа мирового устройства. Не стоит пытаться сопоставлять его с научными понятиями из теоретической физики или географии. Его содержание также имеет определённые отличия от устоявшегося прочтения понятий «полюс», «полярность» в академической терминологии.

Что здесь на самом деле важно? Уходит в прошлое возможность доминирования одной страны или группы стран, которая уступает место устройству мира, основанному на балансе сил и интересов глобально значимых центров принятия решений. Таковыми могут быть государства-лидеры, либо геополитические макрорегионы, представленные соответствующими объединениями, либо целые цивилизационные платформы, которые также возвышают свой голос в мировых делах посредством специальных институтов. Это магистральная долгосрочная системообразующая тенденция.

Новое равновесие ещё не найдено. Пока мы наблюдаем постепенное рассредоточение политической власти, укрепление позиций различных незападных игроков, способных выбирать собственный путь развития, а в перспективе стать самостоятельными центрами нарождающейся многополярности. Такие государства или их объединения стремятся к независимости, или, если угодно, к «стратегической автономии». Их экономический и научный потенциал существенно усиливается, они более свободно распоряжаются своими ресурсами.

Среди критериев, которым должны соответствовать глобально важные центры принятия решений в рамках полицентричного мироустройства, можно отметить следующие. Во-первых, способность осуществлять суверенную внутреннюю и внешнюю политику. Во-вторых, обеспеченность ресурсами любого рода, гарантирующая социально-экономическую устойчивость, высокий уровень самодостаточности национального хозяйства. B-третьих, наличие значимого в планетарном масштабе культурного потенциала. Человек, родившийся в той или иной культуре или цивилизации, должен иметь определённые возможности для собственной реализации. Ещё один принципиальный критерий – способность проецировать вовне свою философию развития и видение международной политики, выступать точкой притяжения для других стран и иметь волю к практическому воплощению собственного интеграционного проекта. Подчеркну: проецировать что-либо вовне в данном контексте не означает навязывать это другим.

Государств, которые отвечают названному перечню, в современном мире не очень много, можно сосчитать на пальцах двух рук. При этом такие центры не обязательно равновелики по экономической и военной мощи, размерам территории или численности населения. Тем не менее все они способны оказывать влияние на глобальную ситуацию и её развитие, а главное – привносят в мировую дискус­сию собственные взгляды, традиции и предпочтения.

Здесь, наверное, имеет смысл сказать, что существует «школа мысли», адепты которой отвергают многополярность как недостижимую иллюзию, рассуждая о мире в терминах вертикальной иерархии либо обосновывая возвращение биполярной модели, на этот раз американо-китайской. На мой взгляд, такая интерпретация ошибочна, чем бы она ни объяснялась. Анализ актуальных тенденций позволяет говорить о формировании именно множества центров мирового развития, которые будут искать в многополярности возможность сохранить суверенитет и социокультурную идентичность, получить свободу определять своё будущее и гармонично развиваться так, как они полагали бы правильным, исходя из собственных интересов.

Теперь о препятствиях на пути к многополярному миру. Не секрет, что «коллективному Западу» кажется, что ему такой миропорядок невыгоден. В Европе и США опасаются, что он сопряжён с серьёзными геополитическими и экономическими потерями, грозит окончательным сломом той схемы глобализации, которая была скроена по их лекалам. Иными словами, страны по обе стороны Атлантики страшатся перспективы утратить возможность паразитировать на остальном мире. Когда оформится несколько самостоятельных центров, как западники будут обеспечивать себе опережающий экономический рост за счёт неэквивалентного обмена, присваивать чужие ресурсы, осуществлять долларовую монополию, навязывать свои стандарты и правила под видом универсальных? Всё это оказывается под вопросом. Так что по-человечески понять страхи наших коллег можно.

Неудивительно, что Запад всеми средствами пытается сохранить за собой привилегии, сложившиеся в предыдущую историческую эпоху – с конца 1980-х гг., если понимать её узко, и за последние пять веков – в максимально широкой интерпретации. Именно поэтому растёт давление на Россию и Белоруссию, Иран и Китай, продолжаются блокада Кубы, санкционный прессинг на Венесуэлу и целый ряд других стран. Стоит вспомнить и то, что одной из глубинных причин западной агрессии против Ливийской Джамахирии стали панафриканские интеграционные проекты М.Каддафи.

Для удержания завоёванных когда-то позиций в ход идут как классические силовые инструменты, так и финансово-экономические меры, информационно-психологическое воздействие, иные средства гибридного характера. Одна из основных целей стратегии трансатлантистов – устранение России как геополитического игрока и соперника, уже неоднократно в истории срывавшего планы Вашингтона добиться глобального доминирования. За приме­рами далеко ходить не надо – вспомним хотя бы замораживание золотовалютных резервов с перспективой их конфискации и антирыночную инициативу фиксации предельной цены на энергоносители. Наша страна и любые её самостоятельные действия ежедневно очерняются, демонизируются буквально всеми ведущими западными СМИ. В последние месяцы звучат призывы к созданию «международного трибунала» для российского руководства, причём разработкой подобных планов занимается огромное количество политиков, политологов, юристов и дипломатов.

Все эти негативные проявления заставляют сделать вывод о сохраняющемся серьёзном потенциале дальнейшей эскалации напряжённости в отношениях между Россией и Западом. Центральной ареной горячего противостояния, «полем боя» остаётся Украина, но конфронтация привнесена противниками буквально во все сферы межгосударственного общения – политическую, экономическую, информационную, гуманитарную. Да и географическая составляющая вполне способна изменяться.

Упомяну и такой ключевой момент, определяющий на данном этапе вектор развития мировой политики, как нарастание международных противоречий в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Здесь существенно увеличилась конфликтность в отношениях между США и Китаем, их соперничество имеет комплексный характер. Правда, есть и серьёзный сдерживающий фактор: гигантский товарооборот двух стран. В 2021 и 2022 г. он превышал 750 млрд долл. ежегодно.

В навязываемых англосаксами условиях «двойного сдерживания» России и КНР происходит консолидация сил, выступающих против гегемонистской парадигмы мироустройства. В русле данного процесса идёт формирование инфраструктуры межгосударственных связей, независимой от политики Запада и неуязвимой для его давления. Это дополнительно подтверждает наши оценки относительно стремления многих стран и народов мира не ориентироваться на неоколониальную глобализацию по-американски, а бороться за выбор собственного пути.

Россия в этом контексте выступает в качестве одного из суверенных мировых центров и выполняет исторически сложившуюся уникальную миссию по поддержанию глобального баланса сил и обеспечению условий для поступательного развития человечества на основе объединительной и конструктивной повестки дня.

Вопрос: В последнее время появляется все больше оценок крупных аналитиков, говорящих о кризи­се глобализации, рассматриваются варианты «глокализации» и даже качественного разворота данного мирового процесса. Чем обусловлены подобные явления? Какую роль в «новой глобализации» играют такие державы, как Россия, США, Китай?

Ответ: Кризис западной модели глобализации действительно углубляется. Фрагментация мировой экономики обусловлена упадком многих прежних моделей и инструментов развития, безответственными макроэкономическими решениями, включая бесконтрольную рукотворную эмиссию и накапливание необеспеченных долгов.

Хотя дело дошло до рецессии даже в странах-лидерах, мировому хозяйству в целом пока удаётся избегать состояния длительной стагнации. Проблемы на рынках энергоресурсов, продовольствия и в финансовом секторе стимулируют поиск решений. Формируются предпосылки для диверсификации механизмов международной торговли. В оборот внедряются новые национальные и трансграничные платёжные системы, альтернативные производственно-сбытовые цепочки.

Государства, привыкшие мыслить и действовать в логике глобального доминирования, в первую очередь имею в виду, конечно, США, продолжают попытки сдержать технологическое и промыш­ленное развитие конкурентов, лишить их возможности поступательного роста, стреножить запретами и санкциями. Классический пример – ограничения поставок высоких технологий из ЕС и США в Китай. Эта методика не нова. Достаточно вспомнить Координационный комитет по экспортному контролю (КоКом) и так называемую поправку Джексона – Вэника, направленные против соцлагеря в годы «холодной войны».

Кризис глобализации обусловлен и тем, что политические соображения у США и их ближайших союзников в очередной раз взяли верх над экономическими. Для того чтобы сохранить за собой конкурентные преимущества, они начали использовать экономические и финансовые инструменты как оружие. Это безостановочное применение санкций, манипулирование валютным и фондовым рынками и даже прямое вмешательство во внутренние дела других государств.

Такие недальновидные действия усилили структурные проблемы в глобальной экономике и ударили по самому Западу. В частности, оказалось подорвано доверие к доллару США, что способствует ускорению процесса его демонополизации как основного средства международных расчётов, сбережений, инвестиций. Давайте скажем прямо: доллар – это не более чем «бумажка на доверии», а американское правительство никогда не выплатит галопирующий госдолг этой страны, переваливший недавно за 31 трлн долл. Произошла эрозия глобального рынка банковских и страховых услуг. Европу по­разили экономические проблемы, усугублённые антироссийскими санкциями. Посудите сами: инфляция в ЕС в 2022 г. превысила 11%, а доля доллара в мировых золотовалютных резервах за последние 20 лет снизилась с 71 до 59% и продолжает падать.

Характерно, что сложившаяся по вине США и их союзников ситуация создала серьёзные стимулы для перенастройки мировой финансово-экономической архитектуры. Мы наблюдаем усиление сотрудничества между странами, подвергающимися внешнему давлению. Идёт формирование региональных и трансрегиональных механизмов экономического взаимодействия и интеграции, разноформатных партнёрств для решения конкретных общих задач развития. Среди перспективных объединений нового типа можно назвать Евразийский экономический союз, Шанхайскую организацию сотрудничества и группу БРИКС.

Закономерно и то, что центр мировой экономической активности сместился в АТР. Китай на наших глазах трансформируется в экономического лидера планетарного масштаба. По оценкам экспертов Международного валютного фонда, по итогам 2021 г. ВВП страны, рассчитанный по паритету покупательной способности, составил 27,2 трлн долл., тогда как США – 23 трлн. В среднесрочной перспек­тиве КНР, по всей видимости, станет и передовой технологической державой. В этом нет ничего нового: Китай в течение столетий был наиболее развитой в техническом отношении цивилизацией и самым богатым государством. Всё возвращается на круги своя.

Место России в мировой экономике, системе международного разделения труда определяется наличием у неё значительных ресурсов во всех областях жизнедеятельности и нацеленностью на ответственное лидерство, направленное на обеспечение стабильных условий развития для себя и других. Наша страна активно работает над углублением связей с дружественными государствами и объединениями на основе равноправия и взаимного уважения. То, что российская экономика и её финансовая система выдержали массированный санкционный удар и не обрушились под грузом «платы за суверенитет» по сути подтверждает высокий уровень экономической самодостаточности России, а значит, и заявку на то, чтобы стать одним из «центров притяжения» в формирующемся многополярном мире.

Вопрос: Принцип многосторонности способствует выработке более взвешенных позиций политических акторов, он же препятствует одностороннему подходу к решению международных проблем. Современные крупные государства одинаково или всё же по-разному трактуют данный принцип?

Ответ: Нынешняя напряжённость в международных отношениях во многом обусловлена именно разницей в этом понимании. Большинство стран мира, к которому относится и Россия, видит в многосторонности возможность обеспечивать долгосрочную стабильность, безопасность и добрососедство при сохранении культурно-цивилизационной самобытности, равных условий развития для всех государств, независимо от их географического положения и размеров, демографического, ресурсного и военного потенциалов, различий в политическом, экономическом и социальном устройстве. Мы понимаем многосторонность как совместную работу над тем, чтобы решить общую проблему. Это, образно говоря, одно из средств достижения и поддержания справедливого и демократического миропорядка.

Страны же, привыкшие к привилегированному положению в мировой системе, продолжают пытаться навязать остальным своё видение – «порядок, основанный на правилах», или, как его иногда фарисейски называют, «свободный и открытый международный порядок». Мы много раз на данную тему подробно высказывались, поэтому в детали вдаваться не буду. Скажу лишь, что навязываемый западниками «порядок», на наш взгляд, предусматривает разделение мира на привилегированное меньшинство, которое устанавливает правила, отвечающие его интересам, и на остальных, которые находились бы в подчинённом положении и соблюдали бы такие правила. То есть по сути односторонний подход.

При этом Запад политизирует работу международных институтов, превращая их в площадки для ведения пропагандистских баталий, по большей части бесплодных. Классическая многосторонняя дипломатия практически парализована либо занимается второстепенными сюжетами. В устоявшихся форматах, где западники не имеют решающего голоса, они идут другим путём – навязывают равноправное участие в них своих «прокси». Речь может идти о международных структурах, неправительственных организациях, частных компаниях. Это ярко проявляется на примере ООН. Таким образом, в западных столицах, прежде всего в Вашингтоне, пытаются размыть межправительственную природу многосторонних площадок.

Ещё одна характерная черта подхода западных государств состоит в том, что проталкиваемая ими «многосторонность», или, другими словами, «мультилатерализм», как правило, направлена против тех или иных участников международных отношений. Раньше это были СССР, страны соцлагеря, независимые игроки на рынке углеводородов. Сегодня на повестке дня противодействие «автократиям», под которыми подразумеваются в первую очередь Россия и Китай.

Наш приоритет – восстановление настоящей многосторонности. Это, в частности, предполагает развитие взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с конструктивно настроенными государствами и их объединениями в рамках институтов и механизмов многосторонней дипломатии. Мы предлагаем перспективную альтернативу генерируемым Западом схемам, предполагающим «дружбу против» других членов мирового сообщества.

Ключевая задача на данном направлении, как мы ее видим, – возрождение способности ООН осуществлять функции центрального координирующего механизма согласования интересов государств-членов и их действий по достижению целей Устава Организации.

Вопрос: Можно ли в нынешних условиях говорить о сбоях в системе коллективной безопасности, по крайней мере в региональном контексте? С Вашей точки зрения, современная международная напряжённость положит начало согласованию новых принципов успешного функционирования такой системы или в краткосрочной перспективе дисбаланс будет усиливаться?

Ответ: Эти сбои очевидны. Но проблема ещё и в том, что западные страны бездумно разрушают сложившиеся в прошлом веке механизмы коллективной безопасности в угоду конъюнктурным политическим устремлениям. Именно их аррогантное и деструктивное поведение завело в глубокий тупик Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), подорвало систему договоров по контролю над вооружениями, способствовало появлению новых горячих точек и в целом значительно увеличило угрозу всеобщей безопасности. Стоит также напомнить, что в Вашингтоне и Брюсселе достаточно высокомерно отвергли наши предложения по долгосрочным юридически обязывающим договорённостям о гарантиях безопасности России, выдвинутые в декабре 2021 г. Просто не захотели их всерьёз обсуждать. Смахнули со стола.

Ещё до украинских событий Министр иностранных дел России С.В.Лавров абсолютно точно подметил, что Западу верить на слово нельзя. Теперь же мы воочию, на собственном примере убедились, что и письменные гарантии – те же самые Минские соглашения, политические обязательства по линии ОБСЕ, нормы и правила международной торговли – западники не соблюдают и соблюдать не планируют.

Сегодня США и их союзники и сателлиты продолжают наращивать военные расходы. Сотни миллиардов долларов были брошены на накачку мускулов Украины. Крайне тревожная для всего мира тенденция – ускорившаяся ремилитаризация Германии и Японии. Токио планирует потратить на оборонные нужды 320 млрд долл. в ближайшие пять лет, что сделает японский военный бюджет треть­им в мире после США и Китая. В свою очередь, Германия выделит 100 млрд евро. Ну и понятное дело, бывший гегемон не может остановиться. Недавно в Вашингтоне утвердили военную смету на финансовый год, оканчивающийся 30 сентября 2023 г. Она достигла баснословных 850 млрд долл.

Будем откровенны: украинский кризис и то, что ему предшествовало, со всей очевидностью демонстрируют неготовность западных коллег работать над совместным строительством системы коллективной безопасности. Хотя постулат о неделимости безопасности в глобальном и региональных измерениях никто не отменял, они предпочли его проигнорировать и сознательно пошли на эскалацию.

Нам пришлось адекватно реагировать, и дальше мы будем действовать в том же духе. Развёрнута специальная военная операция на Украине, цели которой будут достигнуты. Как сказал Президент России В.В.Путин на коллегии Министерства обороны 21 декабря 2022 г., «боевые возможности наших Вооружённых Сил увеличиваются постоянно и с каждым днём».

Снижение конфликтного потенциала и построение более устойчивой архитектуры безопасности могут произойти лишь в случае отказа США и их сателлитов от ставки на силовое доминирование, осознания ими безальтернативности мирного сосуществования и равноправного сотрудничества, в том числе с Россией, КНР, Ираном, КНДР, Белоруссией, Сирией, Кубой и Венесуэлой. Добиться этого будет непросто. Пока геополитические обстоятельства этому не способствуют.

Перед дипломатией на нынешнем этапе встаёт «новая старая» задача – не допустить лобового столкновения между ядерными державами, чреватого самыми высокими рисками эскалации, вероятность которого из-за безрассудных действий наших оппонентов значительно возросла. Все должны понимать, что в ядерной войне не может быть победителей и побеждённых. Она никогда не должна быть развязана.

Вопрос: Алексей Юрьевич, а какова, на Ваш взгляд, роль цивилизационных факторов на современном этапе мирополитического развития, насыщенною борьбой технологий и экономической конфронтацией? Распространившаяся на Западе «культура отмены» – это признак конъюнктуры или сбоя в функционировании либеральной демократии американскою образца?

Ответ: В своём выступлении на Валдайском форуме 27 октября 2022 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин привлёк внимание к вопросу цивилизационного разнообразия, значению этого фактора в процессах трансформации миропорядка. Именно цивилизационные общности, нередко совпадающие с экономическими и геополитическими макрорегионами, сформируют будущий облик международных отношений.

Ещё недавно и на протяжении довольно длительной эпохи главенствующая роль в глобальных делах принадлежала западной цивилизации. Однако к сегодняшнему моменту от продвигавшейся ею модели либеральной демократии остался только фасад. Да и он, если честно, почти осыпался. На Западе уже доминируют неолиберальные поведенческие и политические установки – агрессивные и тоталитарные по своей сути, ведущие к атомизации общества и деградации человека как такового.

Демократия подменяется «демократизмом» – практически не­ограниченной властью правящих элит лишь при формальном соблюдении демократических норм и сохранении деминститутов как бутафории. В ущерб семейным ценностям насаждаются гендерно ориентированные подходы и ЛГБТ-тематика, а также нарколиберализм, культ потребительства и вседозволенности.

Для «затверждения» неолиберальных установок в качестве безальтернативных используется как раз карательный механизм «культуры отмены» – вычёркивания из публичного пространства тех, кто позволяет себе высказывать иное мнение. Применяемые методы вроде травли и цензуры, в том числе в цифровом пространстве, – это инструменты, куда более простые с точки зрения их использования, чем аргументированный диалог на основе фактов, опыта, здравого смысла и законов. На основе интеллектуальной честности.

Вспомним, к примеру, войну против памятников в США, движения «Я тоже» («Me Too») и «Жизни чернокожих имеют значение» («BLM»), практику удаления контента из соцсетей. Обкатав эти элементы «культуры отмены» на национальном уровне, американцы с союз­никами стали пытаться применять соответствующие механизмы в отношении других стран, и России в том числе. Был задействован широчайший инструментарий – от финансово-экономических санкций и информационных кампаний до прямого военно-политического нажима, «отмены» русской культуры и истории.

Ещё один аспект: западные «либералы», одержимые манией глобализма, не то что не гнушаются, а даже предпочитают в борьбе с геополитическими конкурентами использовать, как им кажется, максимально эффективные инструменты – международных террористов и ультранационалистов/неонацистов. Не буду говорить за других, но у нас в России мы хорошо помним то, как Запад поддерживал террористов на Северном Кавказе в 1990-е гг., и видим, как он взрастил и сегодня носится с русофобским проектом бандеровского укронацизма.

На Западе, похоже, запамятовали, что традиционные нравственные и духовные ценности, общие для всех цивилизаций, – нечто большее, чем набор постулатов. Они лежат в основе гармоничного развития человека, являются условием стабильного прогресса на уровне личности, общества и государства. Отход от них – прямой путь к кризисам и упадку, и в истории масса таких примеров.

Простых рецептов исправления положения не просматривается. Видим решение в том, чтобы во взаимодействии с единомышленниками стараться формировать глобальную повестку дня, ставить важные для нас и созвучные интересам большинства стран злободневные проблемы, совместно и в конструктивном ключе искать пути их решения, работать над укреплением международно-правовых начал в межгосударственных отношениях.

Место и роль нашей страны в мировых процессах опасно недооценивать. Россия – это самобытная евразийская и, как мы говорим, евро-тихоокеанская цивилизация. Создание общеконтинентального – от Европы до Тихого океана и от Северного Ледовитого до Индийского океана – пространства мира, стабильности и взаимного доверия является залогом нашего развития и процветания, нашей безопасности. Дистанцирование от Запада формирует условия для развёрнутого сотрудничества с другими важнейшими цивилизационными платформами – китайской, арабо-мусульманской, индо-южноазиатской, африканской, латиноамериканской, геополитическим регионом АСЕАН. Именно там сейчас сосредоточено наибольшее число наших единомышленников и друзей. При этом чувствуется повышенная востребованность России как уникальной страны-цивилизации, способной обеспечить глобальное равновесие.

Многое будет зависеть от того, сможем ли мы организовать дружественную нам широкую межрегиональную коалицию с участием приоритетных партнёров. Если сможем, то это во многом определит и успешность российской внешней политики, и стабильность международных отношений в предстоящие годы.


Source URL: https://russiaeu.ru/ru/node/7655