+ -
Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе

Опубликовано 2023-01-27 09:21:52

О реализации Стамбульских договоренностей


В связи с опубликованным Секретариатом ООН сообщением для СМИ о «черноморской инициативе» вынуждены выступить с ответным комментарием. Речь, по сути, идет о манипуляции и передергивании фактов, что требует предоставления реальных данных и оценок со стороны России как участницы (в отличие от ООН) обоих заключенных в Стамбуле 22 июля 2022 г. соглашений.

1. «Черноморская инициатива». В настоящее время в рамках ее выполнения (по состоянию на 20 января с.г.) из портов Одессы, Черноморска и Южного вышли 668 судов с 18 224 860 тоннами продовольствия на борту. В номенклатуре грузов 46,1% занимает кормовая кукуруза, 5,9% шрот, 5,5% рапс и другие фуражные культуры, используемые для прокорма скота. Доля пшеницы составляет всего 27,57%, но именно на ней сделан акцент в ооновском бюллетене. С понятной целью – представить «правильные» гуманитарные цифры о получателях из числа «стран с развивающимися экономиками» (якобы 64%), куда почему-то вошли такие государства, как ИзраильЮжная Корея и монархии Персидского залива, явно не испытывающие трудностей ни с развитием экономики, ни с обеспеченностью продовольствием.

Реальная география получателей украинского продовольствия выглядит следующим образом: страны с высоким уровнем доходов (ЕС, Великобритания и т.д.) получили 8,6 млн тонн грузов (47%), с доходами выше среднего (КитайИорданияМалайзия и т.д.) – 6,1 млн тонн (33%), с уровнем доходов ниже среднего (БангладешИндияИндонезияПакистан и т.д.) – 2,9 млн тонн (16%). В собственно нуждающиеся страны (СомалиЭфиопияЙеменСуданАфганистан, а также в Джибути) было направлено всего 551 527 тонн (3%), включая перевезенные на зафрахтованных ВПП ООН судах 396 169 тонн (2%). Примечательно, что доля этих государств в общей статистике снижается – в первые 120 дней действия инициативы она составляла почти 4%, сейчас – 3%. Следует отметить, что именно по этой причине ооновцы спешно переквалифицировали «черноморскую инициативу» из гуманитарной в коммерческую и отказывались публиковать под предлогом коммерческой же тайны сведения о получателях грузов.

Не подтверждаем и данные из ооновского пресс-релиза о якобы более чем 100 судах, находящихся в территориальных водах Турции и подключенных к инициативе, а также о среднем времени ожидания в 21 день. В настоящее время на стоянке в украинских портах и в инспекционных зонах находятся 64 судна, список очередности их проверок и прохода формируется украинской стороной, российские представители на него никак не влияют.

В то же время неоднократно обращали внимание на проблему искусственного скопления сухогрузов в порту Стамбула, которое создается украинскими коммерсантами, фрахтующими суда без учета согласованных правил и сроков регистрации и участия в инициативе. До включения в инициативу такие суда не могут считаться ее участниками, а Совместный координационный центр в Стамбуле ответственности за них не несет. Очевидно, что в Киеве руководствуются исключительно корыстными задачами продать «побольше и поскорее», пренебрегая утвержденным порядком работы.

2. Аммиакопровод «Тольятти-Одесса». Отдельно в ооновском сообщении говорится о прописанной в «черноморской инициативе» задаче возобновления экспорта аммиака из порта Южный. Несмотря на то, что такой вывоз удобрений, включая аммиак, должен был начаться одновременно с транспортировкой украинского продовольствия, в документе расплывчато сообщается о неких дискуссиях между некими сторонами в целях достижения некого соглашения.

Российская позиция на этот счет была неоднократно и подробно доведена до ооновцев – перевалка аммиака должна была начаться в рамках реализации «черноморской инициативы». Никаких дополнительных договоренностей на этот счет требоваться не должно. Технические возможности для реанимирования трубопровода имеются. Равно как и готовность обслуживающих его компаний. Не хватает только и исключительно согласия Киева, который блокирует поставки сырья для удобрений (достаточного для обеспечения продовольствием 200 млн человек), обставляя их целым набором политических предусловий от освобождения военнопленных до помощи в продаже краденой продукции. Ооновцы, активно призывающие наращивать украинский зерновой экспорт, конкретно по этому вопросу бездействуют. Ссылаются на какие-то переговоры. Непонятно, правда, между кем и о чем, так как российские представители ни в каких подобных контактах не участвуют.

3. Меморандум Россия-ООН. В самом конце информационной сводки ООН буквально одним абзацем упоминается второй подписанный в Стамбуле 22 июля 2022 г. документ о нормализации российского экспорта сельхозпродукции и удобрений. При этом умалчивается, что обе договоренности являются составными частями одного «пакета», предложенного А.Гутеррешем, и должны выполняться в увязке друг с другом.

Нечего ооновцам предъявить (в отличие от «черноморской инициативы») и в качестве конкретных результатов выполнения данного соглашения. Под многочисленные декларации из ВашингтонаБрюсселя и Лондона о том, что односторонние санкции якобы не распространяются на продовольствие и удобрения, они просто заверяют в продолжении своих усилий по обеспечению соответствующих изъятий. Если ограничений нет, тогда зачем в принципе нужны изъятия?

Особенно показательна в этой связи реализация нашего предложения о безвозмездной передаче заблокированных в ЛатвииЭстонииБельгии и Нидерландах 262 000 тонн удобрений беднейшим странам. Направили официальное обращение на этот счет Генсекретарю ООН 7 сентября 2022 г., предоставили всю необходимую информацию и сведения.

Первая и единственная партия продукции в 20 000 тонн была отправлена из Нидерландов в Малави28 ноября 2022 г. Российская сторона дополнительно взяла на себя все расходы по доставке и транспортировке груза, а также оплатила «посреднические услуги» ВПП ООН в размере 200 тысяч долл. США. Хотя речь идет о гуманитарной операции и оказании помощи нуждающимся в преддверии нового посевного сезона.

Удобрения прибыли в порт Мозамбика 28 декабря 2022 г. и сейчас должны находиться на пути в Малави. Таким образом, на отправку лишь одной и малой части безвозмездных удобрений под эгидой ООН уже ушло почти 5 месяцев и груз еще не дошел до получателя. Остается только догадываться, сколько потребуется времени на разблокирование и доставку оставшихся 242 000 тонн продукции.

Если реализация данной сугубо гуманитарной инициативы продвигается с таким трудом и пробуксовкой, говорить о нормализации нашего экспорта сельхозпродукции и удобрений при помощи ООН явно не приходится. Под разговоры об угрозах голода и глобальной продовольственной безопасности фактически обслуживаются коммерческие заказы украинцев и экономические интересы западных бенефициаров, в том числе с подтасовкой и искажением реального положения с реагированием на острые нужды стран Африки, Азии и Латинской Америки.


Source URL: https://russiaeu.ru/ru/node/7617