+ -
Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе

Опубликовано 2021-03-31 10:17:16

Выдержки из брифинга официального представителя МИД России М.В.Захаровой


Об очередных санкционных решениях ЕС

Но есть и деструктивные элементы или факторы в международной повестке. В противовес нормальному гуманитарному, да не только гуманитарному, но и в принципе сотрудничеству в международных делах Запад противопоставляет политику односторонних санкций.

Не удивлены решением Совета ЕС от 22 марта 2021 г. о введении очередных ограничительных мер в отношении двух российских граждан, а также представителей ряда других государств в рамках «Глобального режима правочеловеческих санкций ЕС». Евросоюз продолжает неправомерную политику односторонних санкций. Она противоречит международному праву. Такая линия ведет к деструктивным тенденциям, к хаосу в международных делах, она чревата усилением конфронтации и деградацией межгосударственных отношений. Такая политика – это архаика. Это тоже нужно понимать. Она неприемлема и стоит вне закона.

Выступаем категорически против политизации правочеловеческой проблематики. Европейскому союзу необходимо отказаться от претензий на лидерство и исключительность в вопросах защиты прав человека, не закрывать глаза на имеющиеся на территории его стран-членов проблемы в этой сфере. Важно стремиться к выработке единых – без неких двойных стандартов – подходов в правочеловеческой области ко всем странам, уважая их культурно-цивилизационные особенности, традиции, разнообразие и собственный путь развития. Невозможно бесконечно пытаться научить других тому, что не получается у тебя. Это непосредственно относится к Европейскому союзу, к Брюсселю. Мы видим, какой кризис разворачивается в правочеловеческой области на наших глазах в последние годы. Это не только жесточайшее подавление инакомыслия в виде протестных настроений, в частности, по поводу ограничительных мер, вводимых в связи с пандемией, не только жесточайшее подавление инакомыслия путем блокировки или селекционной политики в отношении СМИ, но и совершенно недопустимая ситуация в связи с массовой миграцией из стран африканского континента, из региона Ближнего Востока и Северной Африки, огромное количество проблем в сфере прав человека, в т.ч. связанных с расизмом, национализмом, неонацизмом. Это клубок проблем, который не может никаким образом разрешить Евросоюз. При этом он пытается сделать вид, что этих проблем просто не существует. В то же время Евросоюз пытается чему-то учить другие страны, регионы и континенты. Так не бывает. Это странная, тупиковая, абсолютно бесперспективная и очень опасная политика. Свою оценку этим шагам мы дали.

Еще раз хотела бы сказать, что предпринятые очередные недружественные шаги ЕС в отношении России, как обычно, не останутся без соразмерного ответа.

О высказываниях представителей ЕС о российской вакцине «Спутник V»

Обратили внимание на публичные рассуждения ряда представителей Еврокомиссии, включая еврокомиссара по внутреннему рынку Т.Бретона, об отсутствии необходимости в централизованных закупках Евросоюзом российского препарата «Спутник V».

В этой связи вынуждены с сожалением констатировать, что Еврокомиссия продолжает свою изначальную, заметно хромающую линию на сотрудничество исключительно с западными компаниями: контракты на поставку вакцин на общеесовском уровне заключены только с производителями из ЕС, США и Великобритании.

Хотели бы напомнить, что «Спутник V» был зарегистрирован в Минздраве России еще в августе 2020 г. После этого заинтересованным иностранным партнерам было предложено принять участие в его совместных исследованиях, согласовать параметры поставок и даже возможность локализации производства. Тем не менее, даже сейчас, когда эффективность и безопасность «Спутник V» уже ни у кого не вызывает сомнений, более того – мировой спрос на эту вакцину растет в геометрической прогрессии, в т.ч. со стороны самих стран ЕС, г-н Т.Бретон категорично отвергает потребность Евросоюза в российском препарате. Разве это не политизированный подход?

Хотелось бы надеяться, что подобное отношение к «Спутнику V», а на самом деле к собственным гражданам, со стороны Еврокомиссии не скажется на темпах рассмотрения внесенной нами заявки на регистрацию российской вакцины Европейским агентством по лекарственным средствам. Особенно с учетом того интереса, который проявляют к нашему препарату многие страны-члены ЕС, а также заявления директора Европейского регионального бюро ВОЗ Х.Клюге о том, что в Европе существует реальная потребность в российской вакцине.

Вопрос: Высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Боррель заявил: «Мы должны обсудить каналы связи с Россией. Россия – это опасный сосед, но мы должны разделять с ней некоторые вопросы, по которым у нас есть общие интересы, такие как ядерное соглашение с Ираном и изменение климата. Но вместе с тем мы должны сдерживать Россию и противодействовать ей».

Как МИД РФ расценивает данное заявление? Можно ли сказать, что антироссийская риторика намеренно усиливается для каких-то определенных целей? Как Россия видит дальнейшее взаимодействие с Европой в сложившихся условиях?

Ответ: Регулярно комментируем подобные темы.

Большая глупость заявлять о том, что Россия – «опасный сосед». Если посмотреть в историческом контексте, глава дипломатии ЕС Ж.Боррель не может не знать, что в большей степени страны нынешнего Евросоюза страдали сами от себя, и уж точно никогда – от России. А Россия в историческом контексте подвергалась постоянной агрессии со стороны этих государств.

Ж.Боррелю необходимо реалистично взглянуть на ситуацию и проанализировать, кто по-настоящему является «опасным соседом» внутри есовского объединения, и не придумывать того, чего нет на самом деле.

Европейские коллеги рассуждают (в частности, так говорили британцы, когда были в составе ЕС, а сейчас тезис подхвачен многими) о том, что Россия всегда вела себя агрессивно и может действовать так же в будущем. Но таких примеров нет. Россия никогда не развязывала мировые войны. В ходе данных конфликтов Россия вела освободительную кампанию, помогая очистить от захватчиков не только свою территорию, но и другие страны, постоянно подвергаясь при этом агрессии. Это наш исторический опыт, национальный характер, наша миссия.

Кто дал право Ж.Боррелю в таких выражениях и в таком тоне разговаривать с народом России? Он говорит о нашей стране как об «опасном соседе», но он не может не знать историю. А свидетели истории ХХ века живы. Исторические свидетельства никуда не исчезли несмотря на то, что в целом ряде стран Европейского союза пытаются вырвать эти страницы из исторического контекста. Об этом я сегодня тоже говорила: сносы монументов, переименования улиц, воздвижение памятников т.н. «героям», которые ими точно никогда не являлись.

Это недопустимые сравнения, выражения, тональность. Неоднократно комментировали это на уровне руководства нашей страны. Предлагали Евросоюзу сменить обвинительный тон, быть реалистичными, видеть собственные проблемы, не пытаться минимизировать их за счет мифологизации агрессивной роли России. Неоднократно призывали начать разговор, имея хоть какие-то факты «на руках». Мы к такому разговору готовы. Сообщали об этом в ходе переговорного процесса и в публичной плоскости. У нас есть о чём поговорить. И конфронтационная риторика должна уйти, остаться в прошлом. Это вопрос не только взаимодействия Брюсселя и Москвы. Конфронтационная риторика наносит намного более разрушительный удар (чем они могут предположить) по западному реноме некоего лидера, «производителя смыслов». Все специалисты-международники, эксперты прекрасно понимают, что никаким опасным, агрессивным соседом Россия в историческом контексте никогда не была. Подобные заявления являются не только оскорбительными, не соответствующими действительности, но и просто дезинформационными.


Source URL: https://russiaeu.ru/ru/node/5216