+ -
Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе

Опубликовано 2020-12-11 18:34:09

Выступление Постоянного представителя России при Евросоюзе В.А.Чижова на презентации доклада экспертной группы EUREN «Альтернативные варианты будущего отношений России и ЕС»


Уважаемые участники обсуждения,

По роду службы я немало читаю каждый день, главным образом официальные документы, прессу и научные публикации. Доклад российско-есовской экспертной группы (EU-Russia expert network, EUREN) с прогнозами развития отношений Москвы и Брюсселя до 2030 года, конечно, привнес разнообразие в эту мою рутину. Возникло полное ощущение, что у меня в руках произведение из категории беллетристики, причем сочетающее в себе разные жанры – от мелодрамы до «ужастика». Понятно, что в нашем бурно эволюционирующем мире делать прогнозы на 10 лет вперед – занятие непростое, в ряде случаев небезопасное и уж точно неблагодарное. В конце концов, кто мог хотя бы год назад описать мир сегодняшнего дня?

Существуют, впрочем, на мой взгляд, некоторые отправные точки в оценках, которые сохранятся в ближайшей десятилетней перспективе вне зависимости от политической и экономической конъюнктуры. Никуда не денется, боюсь, нынешняя волатильность мировой ситуации. Сохранится и вышедшее с недавних пор на первый план соперничество США и Китая. Столь же предсказуемо и то, что Россия и ЕС останутся соседями и партнерами. Не стану дополнять последний термин какими-либо уточнениями или прилагательными типа «стратегические» либо «продвинутые». Но ряд объективных факторов говорит в пользу того, что России и ЕС суждено куда большее, нежели, выражаясь словами одной известной фрау-политика, «делить общее географическое пространство».

Никуда не денутся вековые традиции наших взаимоотношений, в которых, что совершенно естественно, были и взлеты, и падения. Никуда не исчезнет взаимодополняемость наших экономик. И самое главное – никуда не уйдет наша взаимосвязанность и взаимная ответственность за судьбы нашего континента. А учитывая то, что в Европе в широком смысле слова расположены три из пяти стран-постоянных членов Совета Безопасности ООН, не исчезнет и глобальная ответственность за судьбы мира.

Конечно, и я вынужден повторить это далеко не в первый раз, сегодняшнее состояние наших с Евросоюзом отношений ненормально. Причем чем дольше оно будет сохраняться в таком виде, тем, давайте говорить откровенно, труднее будет эту ситуацию преодолеть. И очевидно, что всеобъемлющих рецептов изменения такого положения дел, которые были бы приемлемы для всех, увы, на сегодня не существует.

Мы прекрасно знаем, на чем базируется нынешняя политическая линия Брюсселя в отношении России. Можно по-разному оценивать известные «пять принципов Ф.Могерини» 2016 года, но, думаю, многие со мной согласятся, что они не отвечают требованиям даже сегодняшнего дня, не говоря уже о завтрашнем.

По-моему, всем очевидно, что попытки привнести в наши отношения искусственные схемы ни к чему хорошему не ведут. Подобный образ действий, как мы наблюдаем уже шесть лет, привел к тому, что наши отношения де-факто стали заложниками одной конкретной конфликтной ситуации, главными действующими лицами которой не являются ни Россия, ни, по большому счету, Евросоюз.

Другой искусственно привнесенный элемент – это явное злоупотребление в общем-то неплохим по замыслу принципом евросолидарности. Когда он становится определяющим и, более того, единственным способом преодолеть внутриесовские разногласия, это в лучшем случае оборачивается формированием позиции по принципу наименьшего общего знаменателя, а в худшем – еще больше отравляет атмосферу российско-есовского диалога. В этой связи мы с интересом наблюдаем за идущей в Брюсселе дискуссией о сохранении или отмене принципа единогласного принятия Евросоюзом внешнеполитических решений.

Что уж говорить о превращении т.н. санкционного режима в орудие практической политики на российском направлении – эта линия не может не вызывать даже не возмущение, а сожаление по поводу близорукости тех, кто своими руками нагромождает все бόльшие завалы на пути наших отношений.

Не буду отрицать – картину я нарисовал довольно мрачную. Но перечисленные мной проблемы, убежден, не дают нам права сидеть сложа руки. При нынешней политической «погоде» задача дипломатов, да и всех, кто непосредственно вовлечен во взаимодействие России и Евросоюза, – не отсиживаться «под зонтиком», какие бы красивые формулы о европейских или каких-либо других ценностях на нем ни были написаны. Необходимо упорно работать, во-первых, над сохранением того, что продолжает нас объединять и, во-вторых, искать возможности для расширения поля взаимодействия. Разумеется, делать это надо на равноправной недискриминационной основе. Кому как не ветеранам внешнеполитического фронта, знать, что именно в сложные времена, в период конфронтации диалог особенно востребован. Тем более, что и страны-члены Евросоюза, и есовский Брюссель публично признают, что без содействия России невозможно найти развязки в многочисленных кризисных ситуациях по всему миру.

В свое время китайцы называли свою страну «срединной империей» – по-моему, ошибочно. Роль «срединного государства», а иными словами полюса, к которому сходятся многие пути, в современном многополярном мире больше всего подходит России. Благодаря своему расположению и в Европе, и в Азии, само собой разумеется, что именно моей стране надлежит быть ключевым элементом «интеграции интеграций» – то есть сопряжения экономических потенциалов двух сосуществующих на нашем континенте крупнейших интеграционных проектов – ЕАЭС и ЕС. И я не устану повторять, что в нашем высококонкурентном и небезопасном мире разумной альтернативы сотрудничеству этих двух взаимодополняющих объединений попросту нет.

Таким же естественным процессом нам видится и взаимодействие еще более широкого круга партнеров – имею в виду предложение Президента России В.В.Путина создать Большое евразийское партнерство с участием стран-участниц ЕАЭС, Китая, Индии, Пакистана, Ирана и других заинтересованных государств и объединений. Евросоюз мы, конечно, тоже будем рады видеть в числе участников такого партнерства. Тем более, что, по нашим наблюдениям, несмотря на довольно долго сохранявшееся нежелание руководства ЕС видеть в ЕАЭС равноправного торгового партнера, экономические интересы все-таки начинают постепенно пробиваться сквозь одиозные политические установки. Вообще трудно не заметить, что прагматичные и деидеологизированные представители российского и есовского бизнеса давно ждут возможности возобновить полномасштабное, здоровое и взаимовыгодное сотрудничество друг с другом. Мы такой настрой можем только приветствовать.

Россия не отворачивается от Европы, от Евросоюза. Мы вообще никогда ни от кого не отворачиваемся, это не в нашем стиле. Но в то же время россиянам – народу с без преувеличения великой историей – мягко говоря, не нравится, когда кто бы то ни было пытается «учить их жизни» и подгонять под какие-то чужие лекала. Сама Россия никогда «воспитанием» других стран и тем более «наказанием за непослушание» не занимается и справедливо ждет такого же уважительного отношения к себе.

Уверен, что если этот наш подход партнеры начнут воспринимать серьезно, можно будет наконец приступить к самому важному для нашего общего будущего процесса – восстановлению взаимного доверия. Он, безусловно, потребует много времени и очень кропотливых усилий обеих сторон. В противном же случае хроника взаимоотношений России и ЕС так и будет понемногу превращаться в летопись упущенных возможностей. Впрочем, как известно, «самый темный час – перед рассветом», и я все же надеюсь, что в ближайшем будущем – по крайней мере, раньше, чем к 2030 году – мы преодолеем нынешний непростой этап отношений и начнем новый, гораздо более плодотворный. Россия этого искренне хотела бы.


Source URL: https://russiaeu.ru/ru/node/4794