+ -
Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе

Опубликовано 2020-05-21 05:28:57

Комментарий Департамента информации и печати МИД России о порядке оказания странами-членами ЕС гуманитарной помощи Сирии на фоне пандемии коронавирусной инфекции


Обратили внимание на опубликованные Еврокомиссией 12 мая 2020 г. разъяснения относительно порядка оказания гуманитарной помощи Сирии в контексте противодействия пандемии коронавируса. Как известно, Сирия уже многие годы живет в условиях незаконных односторонних, принятых в обход Совета Безопасности ООН есовских санкций, которые и прежде существенно осложняли процесс гуманитарного содействия стране. Ныне же, в условиях пандемии, сохранение санкций в полном объеме выглядит и вовсе антигуманно. Зримо расходится с озвученным Генеральным секретарем ООН А.Гутеррешем призывом к смягчению и приостановке международных ограничений, препятствующих борьбе с вирусной инфекцией.

Если повнимательнее вчитаться в есовские «инструкции», то заметна их неприкрытая политическая подоплека. На фоне признания того, что санкции «могут влиять на способность государств к противодействию коронавирусной инфекции», перспективы гуманитарных и медицинских поставок в Сирию по линии ЕС, по сути, сведены на нет целым рядом ограничений.

Практически отрезаны от участия в получении подобной гумпомощи более 300 сирийских физических и юридических лиц, внесенных в санкционные списки ЕС. Прежде чем вступить с ними в прямое взаимодействие, есовским экономическим операторам придется предоставить компетентным национальным органам своих стран исчерпывающие доказательства, что поставляемая медицинская продукция не позволит упомянутым лицам получить прибыль от ее перепродажи или использовать ее не по прямому назначению. Кроме того, без предварительного разрешения национальных органов ЕС нельзя открывать счета в сирийских банках для проведения платежей за медицинские поставки.

Номенклатура «допустимых» к поставке медицинских товаров также обставлена набором условий. В частности, если говорить об обычных средствах индивидуальной защиты, отнесенных ВОЗ к числу жизненно важных, таких как медицинские маски, перчатки, защитные костюмы, а также об аппаратах ИВЛ и дезинфицирующих средствах, то их поставка сирийцам вроде бы не запрещена. Но разъяснения Еврокомиссии на этот счет сопровождаются настораживающими оговорками – «в принципе» и «как правило». Дабы не навлечь на себя обвинения в продаже товаров «двойного назначения», поставщикам опять же рекомендовано заблаговременно согласовывать свои действия с национальными компетентными органами. Сомнения у Еврокомиссии вызывают даже базовые компоненты наиболее распространенных спиртовых антисептиков, таких как этанол и изопропанол. Откровенно абсурдно смотрятся оправдания еврочиновников, будто с помощью этих веществ могут осуществляться некие «внутренние репрессии», включая «химические атаки».

В общем, очевидно, что подобные «разъяснения» нацелены не на оказание гумпомощи сирийцам, а, скорее, призваны демотивировать есовских операторов, в деталях обрисовав им стоящие на пути возможных поставок бюрократические препоны. Иными словами, вновь предпринята попытка создать видимость «гуманности» есовских санкций, которые на практике сводятся к коллективному наказанию сирийцев, проживающих в подконтрольных правительству районах.

И уж совсем циничным является то, что сирийская оппозиция, а также регионы страны, не находящиеся под контролем законного правительства Сирии, по-прежнему полностью выведены «за скобки» каких-либо ограничений. Это – прямое нарушение международных принципов беспристрастности и нейтральности гуманитарного содействия, закрепленных, помимо прочего, в Договоре о функционировании ЕС (ст.214).

Призываем Европейский союз отказаться от практики односторонних санкций в отношении Сирии. Предлагаем есовскому Брюсселю проявить солидарность с многострадальным народом этой страны и вместе противостоять опасному вызову, затронувшему всех без исключения.


Source URL: https://russiaeu.ru/ru/node/4285