+ -
Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе

Опубликовано 2011-12-22 23:00:00

Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова информационному агентству «Рейтер»


Вопрос: В чем состоят нынешние приоритеты внешней политики России, и какими они могут быть в ближайшем будущем?

Ответ: Приоритеты внешней политики Российской Федерации на современном этапе подробно изложены в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Д.А.Медведевым в 2008 году.

Фундаментальные принципы нашей внешнеполитической деятельности – это прагматизм, открытость, многовекторность, последовательное, но без сползания в конфронтацию, продвижение понятных национальных интересов. Они не просто сохраняют свою востребованность, но и фактически становятся универсальными в международных отношениях.

Наши подходы к современному этапу мирового развития, месту и роли в нем России в концентрированном виде сводятся к признанию верховенства основополагающих принципов и норм международного права во взаимоотношениях между государствами, необходимости формирования нового, более справедливого и демократичного мироустройства. Сегодня уже не приходится доказывать очевидное – на наших глазах формируется полицентричная международная система, функционирование которой должно опираться на сотрудничество ведущих государств и интеграционных объединений современного мира.

Наша страна проводит независимую и предсказуемую политику, не затушевывая имеющихся разногласий, но и не драматизируя их. Понимаем, что не всем нравится сильная, уверенная в себе Россия. Но для нас внешнеполитическая самостоятельность – вопрос ключевой. Открыты для развития полноценного и дружественного сотрудничества со всеми государствами в той мере, в какой к этому готовы наши партнеры, разумеется, на основе равноправия, взаимного уважения и взаимной выгоды. Настроены на совместную работу в интересах укрепления глобальной стабильности и устойчивого развития, урегулирования конфликтных ситуаций, наращивания продуктивного международного партнерства. Безусловные приоритеты для нас – защита жизни и достоинства российских граждан, поддержка интересов российского бизнеса за границей.

Будем и далее активно добиваться укрепления коллективных начал в международных делах при опоре на центральную роль ООН и ее Совета Безопасности, углубления многостороннего сотрудничества, в том числе в рамках «Группы двадцати», БРИКС, ШОС. Намерены продвигать позитивную, объединительную повестку дня, действуя по различным направлениям. Среди них – качественное наращивание интеграции с нашими соседями по евразийскому пространству. Это, как и интеграционные процессы в других регионах, призвано обеспечивать устойчивость складывающегося на наших глазах мироустройства. Убеждены, что сегодня насущной задачей является формирование пространства мира и стабильности, основанного на универсальных принципах равной и неделимой безопасности, взаимного доверия, транспарентности, предсказуемости. Это относится и к Евро-Атлантике, и к Азиатско-Тихоокеанскому региону, и к другим районам мира.

И последнее. Очевидно, что в современном мире статус России, как и любого государства, будет зависеть от способности обеспечить поступательное и динамичное внутреннее развитие, осуществить комплексную модернизацию, охватывающую все стороны жизни общества. Поэтому важнейшей задачей внешней политики России было и остается создание максимально благоприятных внешних условий для процветания страны, достижение конкретных и понятных гражданам результатов.

Вопрос: Как России видятся перспективы более тесного взаимодействия с США и Европейским союзом в ближайшие годы, учитывая достигнутый в последнее время прогресс по некоторым вопросам и сохраняющиеся разногласия?

Ответ: Формирование конструктивных отношений с США, основанных на взаимном уважении и учете интересов друг друга, всегда было одним из ключевых направлений российской внешней политики.

В последние годы немало сделано для укрепления двустороннего взаимодействия. Российско-американский диалог приобрел более доверительный и прагматичный характер. Достигнуты весомые практические результаты, в числе которых – вступление в силу нового Договора о СНВ и Соглашения о сотрудничестве в сфере мирной атомной энергетики, создание двусторонней президентской комиссии, присоединение России к Всемирной торговой организации.

Имеющийся позитивный задел позволяет продолжить работу по наращиванию сотрудничества. Впереди – насыщенная повестка дня, предусматривающая углубление взаимодействия на инновационном треке, создание благоприятных условий для гуманитарных, образовательных, научных, культурных обменов. Исходим из того, что вступление России в ВТО позволит активизировать российско-американские бизнес-контакты и качественно изменить весь комплекс наших экономических связей. Разумеется, полностью реализовать эту задачу удастся только при снятии существующих до сих пор с американской стороны искусственных барьеров, таких как поправка Джексона-Вэника.

Предстоит, конечно, и непростой поиск приемлемых развязок по чувствительным темам, прежде всего по противоракетной обороне. Выйти на конструктивный диалог пока не получается, а формирование ПРО НАТО по американской схеме идет полным ходом без какого-либо учёта наших законных озабоченностей. В такой ситуации тем более необходимо и юридическое оформление гарантий ненаправленности разворачиваемых в Европе противоракетных средств против российских стратегических ядерных сил. Россия готова конструктивно обсуждать все, даже самые трудные, вопросы, разумеется, при том понимании, что наши национальные интересы будут в полной мере соблюдаться. Надеемся, что и американские партнеры проявят разумный и ответственный подход.

Что касается отношений России с ЕС – стремимся продвинуться в них как можно дальше, охватить максимально широкий спектр вопросов, вывести стратегическое партнерство на качественно новый уровень.

Удалось многого достичь. В торгово-экономической сфере ЕС прочно занял место крупнейшего партнера России, стал основным рынком экспорта российских энергоносителей, важным источником технологий и инвестиций. Мы активно взаимодействуем в двустороннем формате и в рамках «Группы двадцати» в стабилизации глобальной финансово-экономической системы.

Присоединение России к ВТО откроет для нашего бизнеса дополнительные возможности в Европе и одновременно облегчит доступ для экономических операторов из Евросоюза не только на российский рынок, но и на рынки Белоруссии и Казахстана как членов Таможенного союза.

В этом же контексте рассматриваем совместную российско-есовскую инициативу «Партнерство для модернизации», призванную усилить инновационную составляющую наших экономик, укрепить их позиции в современном высококонкурентном мире. Важно попытаться интегрировать научно-технические и экономические потенциалы обеих сторон.

Активными темпами развивается наше внешнеполитическое сотрудничество. Уже сегодня Россия и ЕС взаимодействуют в урегулировании региональных конфликтов и кризисов, вместе борются с пиратством у берегов Африканского Рога, преодолевают последствия чрезвычайных ситуаций, налаживают контакты в военно-технической сфере. И это далеко не предел. Заинтересованы в формировании постоянно действующих механизмов оперативного реагирования, позволяющих совместно отслеживать и нейтрализовывать возникающие кризисы, принимать общие решения и претворять их в жизнь.

Наиболее чувствительной темой для наших граждан является отмена визовых ограничений для краткосрочных поездок в страны Евросоюза. На состоявшемся 14-15 декабря в Брюсселе саммите Россия-ЕС дан зеленый свет реализации перечня совместных шагов, имплементация которых позволит перейти к выработке соглашения о безвизовом режиме. Предстоит совместно решить значительный объем технических задач, в том числе связанных с обеспечением непроницаемости границ для оргпреступности, торговли людьми и наркотрафика. Россия к свободе передвижения граждан наших стран готова. Надеемся, что и ЕС проявит конструктивный подход, отвечающий духу нашего стратегического партнерства.

Как вы справедливо заметили, в отношениях Россия-ЕС сохраняются и определенные разногласия. Мы их не драматизируем – ведь ни у кого не может быть стопроцентного совпадения всех интересов со всеми партнерами. Другое дело, что разногласия в ряде случаев обусловлены попытками проецировать изменения в законодательстве ЕС на третьи страны, включая Россию. Среди негативных примеров – одностороннее решение ЕС о включении гражданской авиации в Европейскую систему торговли квотами на выбросы парниковых газов, а также печально известный «третий энергопакет» ЕС, попытки агрессивной и ретроспективной имплементации которого уже затрагивают интересы российских компаний. Кстати, в энергетике у нас, пожалуй, наибольшая взаимозависимость с ЕС, и это вовсе не помеха, а напротив – катализатор нашего сотрудничества. Думаю, что все проблемные моменты при желании могут быть решены по-партнерски, с учетом обоснованных интересов сторон, без излишней политизации.

Потенциал для сближения России и ЕС не исчерпан. Наша цель – достижение подлинного стратегического партнерства на основе построения четырех полноценных общих пространств. Убеждены, что необходимо делать все возможное, чтобы выводить сотрудничество Россия-ЕС на новые рубежи, развивать взаимовыгодный и равноправный диалог в интересах будущих поколений.

Вопрос: Как Россия оценивает изменения, происходящие в настоящее время в странах Ближнего Востока и Северной Африки, и какую роль Москва отводит себе в этих регионах?

Ответ: На протяжении уходящего года внимательно отслеживали ход драматических процессов, затронувших регион Ближнего Востока и Северной Африки. Они пока далеки от завершения, и поэтому вряд ли имеет смысл давать им окончательную оценку. Скорее можно вести речь об обозначившихся тенденциях.

Мы с самого начала поддержали стремление народов региона к лучшей жизни, к продвижению демократических реформ и процветания. Вместе с тем вряд ли можно утверждать, что удалось преодолеть политические, социально-экономические и иные причины, приведшие к арабским революциям. Напротив, в затронутых ими странах наблюдаются снижение показателей экономического развития и сопутствующий этому рост социальных противоречий. Непросто развивается политический процесс. На таком фоне укрепляются позиции исламистских партий, свидетельством чему стали выборы в ряде государств Северной Африки.

Имеются серьезные опасения насчет возможного возникновения в регионе новых зон нестабильности, которые могут стать потенциальными источниками вызовов международной стабильности и безопасности – таких, как распространение терроризма, контрабанда оружия, наркобизнес, нелегальная миграция.

Особое беспокойство вызывают попытки привнести в региональное противостояние религиозный фактор. Нередки случаи нападений на христиан и их храмы. А уж если произойдет открытый раскол между суннитами и шиитами (а такая угроза вполне реальна), то последствия будут катастрофическими.

Присутствие России в данном регионе традиционно было нацелено не на провоцирование конфронтации, а на содействие стабилизирующим процессам. Намерены продолжить активно отстаивать наши принципиальные подходы к региональной ситуации. Мы неоднократно подчеркивали необходимость придерживаться мирного пути реализации законных устремлений народов Ближнего Востока и Северной Африки посредством широкого национального диалога, без вмешательства извне. Такой подход полностью вписывается в нормы международного права.

С самого начала перемен в регионе одним из основных требований мирового сообщества, в том числе и России, было соблюдение прав человека и прекращение насилия. В этом вопросе не может быть двойных стандартов по отношению к тем или иным участникам конфликта. Например, мы постоянно призываем сирийские власти немедленно прекратить насилие в отношении мирных демонстрантов. Более того, мы внесли в Совет Безопасности ООН проект резолюции с осуждением применения силы в Сирии, но при этом – с обеих сторон, чтобы и действующие там экстремистские группы перестали прибегать к тактике постоянных вооруженных провокаций, от которых тоже гибнут мирные люди.

В противном случае, если закрывать глаза на эту часть правды, ситуация может скатиться к тому, что мы видели в Ливии. Там западные страны воспользовались лозунгом защиты мирных граждан для свержения режима М.Каддафи, грубейшим образом извратив мандат резолюции 1973 и поддержав одну из сторон в гражданской войне, в которой погибли тысячи ливийцев. Категорически не можем согласиться с призывами некоторых наших партнеров использовать «ливийский прецедент» для урегулирования других конфликтов. Если и использовать какую-то модель, то это, несомненно, опыт разрешения внутриполитического кризиса в Йемене, где все внешние игроки предельно терпеливо, без ультиматумов, настойчиво работали со всеми сторонами, побуждая их к компромиссам. Так надо действовать и в случае с Сирией.

Готовы укреплять наши традиционно дружественные отношения со всеми государствами Ближнего Востока и Северной Африки. Исходим из того, что их развитие отвечает нашим общим интересам.


Source URL: https://russiaeu.ru/ru/node/410