+ -
Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе

Опубликовано 2018-11-06 18:00:02

Выступление В.А.Чижова на 14-м Кипрском саммите холдинга «Экономист»


Выступление Постоянного представителя России при ЕС и Евратоме В.А.Чижова на 14-м Кипрском саммите холдинга «Экономист» (Никосия, 2 ноября 2018 г.)

Примиряя Север и Юг. Популизм, протекционизм, геополитическая напряженность: насколько велика угроза для Европы?

Ваши Превосходительства,

Уважаемые дамы и господа,

Хотел бы выразить слова благодарности организаторам – как холдингу «Экономист», так и правительству Кипра – за возможность выступить на очередной конференции, посвященной актуальным аспектам европейской и региональной безопасности и сотрудничества.

Должен признать, название этой конкретной сессии немного сбивает с толку. Три элемента, определенные как составляющие угрозы, несмотря на свою важность, не являются основным источником нестабильности, захлестнувшей сегодня Европу и прилегающие регионы Средиземноморья и Ближнего Востока. Они скорее последствия противоречивого влияния глобализации и стремления некоторых не допустить установления в мире набирающей обороты многополярности – или, по меньшей мере, подстроить этот объективный процесс под свои интересы ради «возвращения себе былого величия».

В действительности сегодня Европа представляет собой неоднородную картину в плане стабильности и привлекательности для других континентов. Еще недавно Европейский союз изображался «сияющим храмом на вершине холма», а теперь он в эпицентре болезненного бракоразводного процесса с одним из своих членов, или, говоря прямо, речь идет о его сокращении, а не расширении. Одновременно Европейскому союзу приходится справляться с волной приезжих, чье прибытие посеяло раскол между его членами и продолжает менять лицо Европы во всех смыслах.

НАТО, с другой стороны, после нескольких лет декларирования усилий, направленных на трансформацию и определения для себя новой роли в меняющемся мире, «откатилась к исходной точке», к своей первоначальной позиции. Вот только теперь оказалось, что цена значительно выросла, а ядерных демонов можно пробудить простым росчерком пера.

Последнее заявление Администрации США о планируемом выходе из Договора РСМД 1987 года, сделанное по образцу аналогичных шагов ее предшественников, сужает сферу действия того, что в течение десятилетий являлось одной из основных опор поддержания мира во всем мире, а именно контроля над вооружениями. Европе, получившей наибольшую выгоду от ликвидации целого класса ядерных ракет средней и меньшей дальности, неизбежно придется опять столкнуться с теми кошмарами, которые преследовали ее более трех десятилетий назад. Если, конечно, она не займет решительную позицию по этому вопросу.

В региональном плане, Западные Балканы, пройдя через ряд кровопролитных конфликтов в конце прошлого века, а затем с трудом залечивавшие постконфликтные травмы, вновь становятся полем для политтехнологических экспериментов по привнесенным извне шаблонам.

Кстати, Западные Балканы – не единственный случай в этом смысле. Далеко ходить не надо. Даже с учетом всей сложности тех проблем, с которыми сталкивается этот прекрасный остров Кипр (и поверьте мне, я знаю, о чем говорю) истоки многих, если не большинства, тягот, выпавших на долю киприотов на различных этапах современной истории, лежат далеко за пределами острова.

Если взглянуть южнее, то любой беспристрастный наблюдатель увидит разрушительные последствия того, что всего несколько лет назад превозносилось западными правительствами и СМИ как триумф либеральной демократии в виде так называемой «арабской весны». Может показаться, что в естественной смене времён года произошла поломка, и «весну» сразу сменила, в лучшем случае, поздняя осень. Ну что же, надеюсь, у нас сложится более четкое представление о  ситуации после международной встречи высокого уровня по Ливии, которая состоится в Палермо через 10 дней.

В действительности единственной страной региона, сумевшей устоять перед насильственной демократизацией – но огромной ценой – стала Сирия. Безусловно, о стабильности в Восточном Средиземноморье не может быть и речи, пока не будет налажена спокойная мирная жизнь в Сирии. Семь лет продолжается война в этой стране. В 2015 году, когда ситуация стала критической и террористы ИГИЛ/Даиш (организация запрещена в России) находились в получасе езды от Дамаска, Россия по просьбе законного правительства Сирии начала проведение военной операции с использованием своих Воздушно-космических сил. Сегодня почти вся территория Сирии освобождена от джихадистов, и мы можем говорить о значительных положительных результатах как в политическом, так и в военном плане.

Наша позиция остается неизменной – сирийский конфликт, как и другие региональные кризисы, не имеет военного решения и может быть урегулирован только в ходе политического процесса. В рамках Астанинского формата Россия, Иран и Турция продолжают сотрудничество в интересах продвижения такого политического процесса, ведомого и осуществляемого самими сирийцами, в соответствии с решениями Конгресса сирийского национального диалога в Сочи и резолюцией 2254 СБ ООН. На данном этапе в фокусе внимания – формирование Конституционного комитета, что будет реально способствовать запуску нужного Сирии, ближневосточному региону и всему международному сообществу политического процесса. Что было надлежащим образом подтверждено лишь на прошлой неделе в рамках четырехстороннего саммита в Стамбуле.

Тем временем Россия активно поддерживает послеконфликтное восстановление в освобожденных районах Сирии. К сожалению, на этом треке мы чувствуем себя практически в одиночестве – Евросоюз, к примеру, оказывает финансовое и иное содействие, кроме чисто гуманитарной помощи, лишь соседним с Сирией странам – Иордании, Ливану и Турции. Они, безусловно, несут на себе тяжелое бремя по содержанию многочисленных сирийских беженцев. Но если не восстанавливать социально-экономическую инфраструктуру в самой Сирии, не запускать новые проекты, которые обеспечивали бы возвращающихся рабочими местами, беженцы никогда не отважатся переехать обратно в родные места. Увы, долгожданный поворот к мирной жизни является заложником политизированных условий и установок – Европейский союз не считает возможным помогать налаживать нормальное существование в тех районах САР, которые находятся под контролем сирийского правительства, продлевает санкционный режим против Дамаска, который больнее всего бьет по простым гражданам. Будем надеяться, что такая ситуация изменится – и чем раньше, тем лучше.

Кипр – важный партнер моей страны в Восточном Средиземноморье и в целом на европейском континенте. У наших народов очень добрые и дружественные отношения, опирающиеся на исторические связи и духовную близость. Я лично отношусь к острову Кипр и киприотам с особой теплотой, так как отдал делу развития российско-кипрских отношений немало лет своей профессиональной жизни.

Наши кипрские друзья знают, что мы много лет последовательно поддерживаем усилия, направленные на воссоединение острова. Могу подтвердить приверженность моей страны всеобъемлющему, жизнеспособному и справедливому решению кипрской проблемы в интересах обеих кипрских общин на основе соответствующих резолюций СБ ООН и соглашений высокого уровня между двумя общинами. Центральное место в международных усилиях по достижению урегулирования должно быть отведено именно ООН, под эгидой которой осуществляется переговорный процесс. Пять постоянных членов Совета Безопасности, несущие особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности, должны играть активную роль в достижении урегулирования и быть в состоянии гарантировать его результат. Поддерживаем также продолжение миссии Вооруженных сил ООН на Кипре (ВСООНК), выполняющей на острове важные стабилизирующие функции.

У России и Республики Кипр полностью совпадает настрой на нормализацию ситуации в регионе Восточного Средиземноморья, урегулирование все не затухающих конфликтов на Ближнем Востоке и создание условий для активизации взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества в этом регионе.

Еще один важнейший фактор стабильности в Восточном Средиземноморье – спокойно развивающееся, деполитизированное сотрудничество в области энергетики. Россия полвека является надежным партнером европейских стран в этой сфере. По последним оценкам, объем природного газа, который «Газпром» поставит в Европу в 2018 году, достигнет рекордного уровня и превысит 200 млрд. куб. м. Наша страна не только диверсифицирует структуру газовых поставок в Европу за счет трубопроводного транспорта (проекты «Северный поток-2» и потенциально «Турецкий поток»), но и активно занимается наращиванием мощностей по экспорту СПГ (проекты «Ямал», «Арктика» и «Балтийский»).

Исходим из того, что имеющийся в Восточном Средиземноморье энергетический потенциал позволит развить взаимовыгодное сотрудничество России со странами региона на благо всех его участников. «Роснефть» реализует проект по разработке  египетского месторождения «Зор» совместно с компаниями «Эни» и «Би Пи». В начале 2018 года консорциум в составе компаний «Новатэк», «Тоталь» и «Эни» достиг договоренностей с Ливаном о разведке углеводородов на его шельфе. Уверен, российские компании были бы заинтересованы изучить возможности сотрудничества с Кипром по разработке его шельфовых месторождений.

В целом регион Восточного Средиземноморья имеет все шансы в перспективе стать одним из ключевых в вопросе обеспечения энергоресурсами стран Южной и Юго-Восточной Европы. Мы исходим из того, что с учетом востребованности газа в регионе такие проекты, как Восточно-Средиземноморский газопровод и другие, могли бы дополнять друг друга.

Но все эти пожелания и светлые мечты, к сожалению, омрачаются нынешним ненормальным положением дел в отношениях России и Европейского союза. Оно не удовлетворяет не только нас, но и киприотов, и мы ценим позицию Никосии в пользу нормализации этой ситуации.

Позволю себе немного психоанализа – в работе дипломата он зачастую более чем востребован. У нас с нашими европейскими партнерами сформировался немалый список исторических обид, взаимных претензий и негативных стереотипов. К примеру, после развала Советского Союза и в Москве, и в европейских столицах превалировали романтические представления о том, какие замечательные отношения нас ждут в будущем. Но реальность оказалась несравнимо суровее.

Почему? Одна из основных проблем, на мой взгляд, заключается в том, что традиционная стратегия ЕС всегда состояла в географическом распространении своих стандартов, правил и норм на других участников международной системы, а не в приспособлении их к особенностям этих других участников. Евросоюз не мог себе представить равноправный диалог с Москвой даже в лучшие времена, в период «медового месяца» российско-есовских отношений, и такое впечатление, что и сегодня Брюссель к такому диалогу не готов. Тренд последних лет в есовских столицах – рассуждения о необходимости достичь в своей линии в отношении России некоего баланса между позитивными («избирательное вовлечение») и негативными («сдерживание» и санкции) стимулами.

Между тем уже всем понятно, что попытки «изолировать» Россию и «наказать» ее санкциями не прошли. Более того, мы извлекли из происходившего в последние годы несколько весьма важных для нас уроков, в первую очередь – избавились от определенных иллюзий о наших западных партнерах. Осознали, что должны стать более самодостаточными – вместо того, чтобы полагаться на других. В итоге научились обращать вызовы в стимулы нашего развития в экономике, науке и, наконец, обороне.

Что делать дальше? В первую очередь осознать в полной мере, что возвращение к «business as usual» в отношениях России и ЕС невозможно, да и ненужно. Да и того европейского мира, который существовал еще два-три десятилетия назад, уже нет. В том мире не было ни конфликта вокруг Украины, ни кризиса еврозоны и кризиса европейских ценностей, ни миграционного потопа, ни «брекзита», ни подъема европейского правого популизма. Как не было трансатлантического раскола, беспрецедентного экономического роста Азии, глобального наступления протекционизма и упадка международного права.

Особенно, кстати, меня беспокоит последний фактор. Думаю, вы согласитесь, что в настоящее время мы наблюдаем наступление воинствующего ревизионизма на современную международно-правовую систему. Атакам подвергаются базовые принципы ближневосточного урегулирования, Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе, обязательства в рамках Всемирной торговой организации, многосторонние соглашения по климату и многое другое.

При этом верховенство права в мировых делах наши западные коллеги пытаются подменить неким «миропорядком, основанным на правилах». Сами же эти правила, как мы это не раз наблюдали, изобретаются в зависимости от политической целесообразности и в большинстве случаев являют собой образец двойных стандартов. Голословные обвинения во вмешательстве во внутренние дела тех или иных стран выдвигаются одновременно с открытым курсом на расшатывание и свержение демократически избранных правительств. Пытаются втягивать страны в построенные под себя военные союзы, другим государствам грозят наказанием за свободный выбор своих партнеров и союзников.

В таких турбулентных условиях выстраивать разумные, прагматичные отношения даже со своими естественными партнерами весьма непросто. Но, будучи прирожденным оптимистом, хотел бы завершить свое выступление следующим. В современном динамичном, высококонкурентном и небезопасном мире у России и Евросоюза, которые объективно взаимодополняют друг друга, нет разумной альтернативы сотрудничеству и объединению потенциалов. Поэтому мы не снимаем с повестки дня идею построения единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана, сколь бы возможно утопичной она ни казалась сегодня. В этом контексте актуален вопрос об «интеграции интеграций», которая могла бы начаться с установления, наконец, системных контактов между Евросоюзом и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).

Нам необходимо последовательно работать над созданием обновленной позитивной повестки дня, поиском сфер взаимодействия, опираясь, среди прочего, на заинтересованность в сотрудничестве деловых кругов России и ЕС.

В моей стране в последнее время многие рассуждают о «развороте на Восток». Более того, в последние годы наше взаимодействие с азиатскими странами, и это не секрет, развивается с космическими скоростями. Мы делим общий континент и с Европой, и с Азией. Но бессмысленно говорить о «европейском выборе» России – это не выбор, а судьба, которую, как известно, не выбирают.

Парадокс в том, что по мере все более глубокого погружения в евразийский контекст, России придется все больше внимания уделять сохранению и укреплению своей европейской природы. А это невозможно без культурного, образовательного, научного и социального взаимодействия с Европейским союзом. Но самое главное – такое взаимодействие должно быть равноправным. Наверное, ЕС к такому пока не готов. Что же, к счастью, мы, русские, славимся своим стратегическим терпением.


Source URL: https://russiaeu.ru/ru/node/3168