+ -
Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе

Опубликовано 2018-08-14 14:29:00

О докладе Третейской группы ВТО по «Третьему энергетическому пакету»


Министерство экономического развития Российской Федерации

Пресс релиз

10 августа 2018 года опубликован доклад Третейской группы по спору России против ЕС в рамках ВТО «ЕС и его государства члены – меры в отношении энергетического сектора».

Этот спор был инициирован Правительством Российской Федерации в апреле 2014 года в связи с реализацией на территории Евросоюза так называемого «Третьего энергетического пакета» и прочих мер регулирования энергетического рынка ЕС, которые приводили к дискриминации российского газа и российского поставщика услуг трубопроводного транспорта – ПАО «Газпром».

По характеру и охвату мер и задействованию сторонами положений соглашений ВТО, не имевших до настоящего времени толкования в праве организации, данный спор является беспрецедентным.

В качестве третьих сторон в споре приняли участие девять членов ВТО: Китай, Япония, США, Бразилия, Индия, Колумбия, Корея, Саудовская Аравия и Украина.

Целью «Третьего пакета» декларируется установление правил функционирования единого газового рынка ЕС. Эти правила включают в себя требование разделения по собственности соответствующих вертикально-интегрированных компаний, распределение мощностей газотранспортных сетей, правила сертификации операторов сетей, поставок и хранения газа (включая СПГ), а также правила развития европейской энергетической  инфраструктуры (т.н. «проекты общего интереса»).

В рамках спора российская сторона оспаривала шесть блоков мер, включающих в себя, как требования «Третьего энергопакета» и ряда прочих мер энергетической политики ЕС, так и механизмы их реализации на уровне национального законодательства отдельных членов ЕС:

1. Требования Газовой директивы ЕС [Директива 2009/73/ЕС] и национального законодательства Венгрии, Хорватии и Литвы о разделении по собственности (разделение функций производства, транспортировки и поставки газа), изъятия (преференции) из Директивы ЕС для услуг и поставщиков услуг трубопроводного транспорта, контролируемых правительствами государств - членов ЕС, дискриминационное освобождение от требований разделения компаний и доступа третьих лиц к объектам «новой газотранспортной инфраструктуры» (такие как соединительные газопроводы между государствами-членами ЕС, терминалы СПГ и хранилища газа);

2. Преференции для сжиженного природного газа (СПГ) и поставщиков СПГ;

3. Применение количественных ограничений в отношении газопровода ОПАЛ (сухопутное ответвление морского газопровода «Северный поток»);

4. Изъятия из требований газовой директивы ЕС для промысловых трубопроводов;

5. Дискриминационные требования по сертификации операторов газотранспортных сетей, контролируемых лицами из третьих стран;

6. Предоставление преференций европейским объектам газовой инфраструктуры через наделение статусом «проектов общего интереса».

Третейской группой признаны неправомерными количественные ограничения поставок российского газа по газопроводу ОПАЛ, включая 50% ограничение на использование мощностей трубопровода, а также требования продажи определенного количества газа на открытом рынке; дискриминационные правила сертификации операторов газотранспортных сетей, контролируемых иностранными лицами, в Литве, Венгрии и Хорватии; а также дискриминационные преимущества инфраструктурным проектам и наделение их статусом «проектов общего интереса», в случае, если они нацелены на поставку газа не из Российской Федерации. Также третейская группа признала несостоятельной защитную позицию ЕС в части сертификации операторов и «проектов общего интереса» на основании положений об общих исключениях в рамках Генерального соглашения по торговле услугами и Генерального соглашения по тарифам и торговле. Принятые решения по всем трем блокам мер способны улучшить  условия доступа российского природного газа на рынок ЕС, а также выровнять условия конкуренции на рынке ЕС для российских поставщиков услуг трубопроводного транспорта, и, таким образом, представляют коммерческий интерес для российских поставщиков газа и услуг по его транспортировке.

Исход разбирательства для Российской Федерации по ключевым с точки зрения экономической и операционной деятельности российских поставщиков на территории ЕС позициям положителен. Это позитивный прецедент, который дает возможность изменить нормы, которые создавали препятствия для российских поставщиков на рынке Евросоюза, как в законодательстве ЕС, так и в законодательстве отдельных его членов.

Решение Третейской группы создает предпосылки для выравнивания конкурентных условий для текущих и будущих российских проектов в Европе. С учетом выводов Третейской группы мы вправе рассчитывать на то, что на будущие проекты Газпрома на территории ЕС будут распространяться такие же льготы, которыми пользуются сейчас проекты инвесторов из других стран.

В ближайшее время сторонам предстоит договориться о дальнейших шагах в данном споре. В соответствии с правилами ВТО, доклад Третейской группы должен быть утвержден Органом по разрешению споров ВТО не позднее 60 дней с даты его официального опубликования, т.е., не позднее 9 октября 2018 г.

                                                                                                                                                     10 августа 2018 г.


Source URL: https://russiaeu.ru/ru/node/3080