+ -
Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе

Опубликовано 2017-12-01 18:48:36

Соглашению о партнерстве и сотрудничестве Россия-ЕС – 20 лет


Сегодня, 1 декабря, исполняется 20 лет со дня вступления в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами – с другой стороны. Соглашение было подписано 24 июня 1994 г. на греческом острове Керкира (Корфу). Оно было заключено сроком на 10 лет с последующей ежегодной автоматической пролонгацией и действует по сей день.

Заложив надежный договорно-правовой фундамент отношений Россия-ЕС, Соглашение придало важнейший импульс их динамичному развитию в последующие годы. Были созданы предпосылки для последовательного сближения России и ЕС в интересах формирования широкого пространства экономического и гуманитарного сотрудничества в Европе. Сформирована многоуровневая архитектура секторального взаимодействия, определены институциональные рамки двустороннего политического диалога. Ими предусмотрено, в частности, проведение, как правило, два раза в год саммитов Россия-ЕС, а также учреждение Совета сотрудничества (с 2003 г. – Постоянный совет партнерства) на министерском уровне, призванного осуществлять регулярный обзор и координацию взаимодействия. Была создана плотная ткань экспертных контактов по широкому спектру глобальных и региональных проблем.

Соглашение внесло значимый вклад в развитие сотрудничества между Россией и ЕС в сфере юстиции и внутренних дел. За годы действия документа были заключены Соглашения об упрощении выдачи виз, о реадмиссии (оба в 2006 г.), о защите секретной информации (2010 г.), начата и существенно продвинулась работа по переходу к безвизовому режиму между Россией и ЕС, налажено взаимодействие российских профильных ведомств с Европолом и Евроюстом, установлены регулярные контакты по вопросам борьбы с терроризмом и противодействия нелегальному обороту наркотических и психотропных средств, учрежден Миграционный диалог.

Сложно переоценить значение Соглашения с точки зрения формирования основы для развития экономического, социального и финансового сотрудничества, базирующегося на принципах взаимной выгоды, взаимной ответственности и взаимной поддержки. На рубеже столетий СПС оказал существенный вклад в перевод на устойчивую и долгосрочную основу экономических отношений Россия-ЕС в самых различных областях, включая промышленность, транспорт, энергетику, сельское хозяйство, финансовые услуги, науку и технику.

Положениями СПС был установлен режим торговых отношений между Россией и ЕС, приближенный к режиму Всемирной торговой организации, членом которой Россия на тот момент еще не являлась. Механизмы реализации СПС позволяли не только эффективно решать текущие проблемы в торговых отношениях, но и совершенствовать двустороннее взаимодействие, в т.ч. путем последовательной гармонизации российского законодательства с правилами ВТО.

В 2000-е годы стало ясно, что меняющиеся реалии требуют обновления договорно-правовой базы отношений. Новые перспективы были открыты утверждением в 2005 г. на уровне высшего руководства России и ЕС четырех «дорожных карт» по общим пространствам Россия-ЕС Принципиально важно, что в одной из них, касающейся внешней безопасности, содержалось признание важности процессов регионального сотрудничества и интеграции, в которых участвуют Россия и страны ЕС, для укрепления безопасности и стабильности в большой Европе. На саммите Россия-ЕС в Лондоне в 2005 г. была достигнута политическая договоренность о заключении Нового (базового) соглашения (НБС), которое должно прийти на смену действующему СПС. Переговоры начались в июле 2008 г., было проведено 12 раундов, однако в настоящее время переговоры о заключении НБС приостановлены.

Приходится констатировать, что многие наработанные СПС механизмы диалога между Россией и ЕС стали заложниками недальновидной политики Запада в ходе украинского кризиса. Застопорилась работа в рамках двусторонних отраслевых диалогов, которые являлись эффективным механизмом прямого взаимодействия между российскими федеральными органами исполнительной власти и профильными подразделениями Еврокомиссии. «Заморожена» значительная часть каналов общения. В нарушение положений СПС Евросоюзом введены секторальные (экономические) санкции против российских компаний. На пути либерализации визового режима поездок граждан России и ЕС установлены дополнительные искусственные препятствия, в т.ч. введенный ЕС откровенно дискриминационный запрет на выдачу шенгенских виз жителям Крыма.

Уверены, что долгосрочные интересы наших стран и народов, рожденных в общей «европейской колыбели», в конечном счете возобладают над сиюминутной политической конъюнктурой. Как бы ни старались оппоненты сотрудничества Россия-ЕС, взаимовыгодные связи между нашими странами продолжают развиваться, прирастать живыми общественными, культурными и научно-академическими связями, новыми интересными коммерческими проектами. Евросоюз остается нашим крупнейшим торгово-инвестиционным партнером, Россия – одним из ключевых экспортных рынков для стран ЕС и главным поставщиком энергоресурсов на европейские рынки. С учетом динамичного развития Евразийского экономического союза все большую актуальность приобретает перспектива формирования единого экономического и гуманитарного пространства от Лиссабона до Владивостока. Полагаем, что активизации процессов сопряжения интеграционных проектов на общеевропейском пространстве способствовало бы установление прямых контактов между органами европейской и евразийской интеграции. Нынешняя памятная дата – несомненно, повод задуматься о многообещающим потенциале строительства подлинного равноправного и взаимовыгодного партнерства Россия-ЕС, основанного на учете взаимных интересов. Ожидаем, когда Евросоюз проявит политическую волю к началу совместной работы над этим общеконтинентальным проектом.


Source URL: https://russiaeu.ru/ru/node/2833