+ -
Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе

Опубликовано 2016-12-19 12:30:15

Выступление Представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и Минских договоренностях


Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей

Вена, 15 декабря 2016 года

Уважаемый господин Председатель, коллеги,

Подходит к концу 2016 г., однако вряд ли можно говорить, что мы приблизились к цели урегулирования кризиса на Украине через выполнение минского «Комплекса мер». Удалось предотвратить крупные боевые действия, но сама карательная операция против населения Донбасса так и не прекращена. Продолжаются обстрелы городов, гибнут мирные жители, разрушаются дома и инфраструктура. Очевидно, что в отличие от подавляющего большинства населения Украины отдельные представители киевского режима не заинтересованы в установлении прочного перемирия, проверяемого отвода сил и средств от линии соприкосновения.

Два т.н. «школьных перемирия» в 2015 и 2016 гг. это четко продемонстрировали. Киев способен, когда хочет, держать в узде своих силовиков. Но как только внутриполитическая обстановка на Украине накаляется, в Киеве вновь становятся востребованы «фактор войны», несуществующая «гибридная угроза» и прочая словесная эквилибристика, чтобы заставить украинский народ еще потерпеть, а у западных партнеров попросить денег.

Без т.н. «российской угрозы» как можно оправдать результаты работы нынешнего киевского режима? Зачем собирали «майдан», кормили людей американскими печеньями и пустыми обещаниями? Ведь несмотря на пропаганду, люди постепенно прозревают. Все отчетливее видно, к чему привело вмешательство западных стран в дела Украины – к хаосу, разрухе, беспределу, коррупции, применению армии и банд националистов против мирного населения, разрыву устоявшихся связей между братскими народами. Был спровоцирован один из крупнейших (после агрессии НАТО против бывшей Югославии) кризисов в Европе, который нанес значительный ущерб всем соседям Украины – к западу и востоку, к северу и югу от ее границ, но в первую очередь, самой Украине. Попытки свалить все беды современности на Россию, невзирая на обстоятельства – симптом опасной психической болезни русофобии. Она затуманивает разум, заставляет принимать ошибочные решения, которые дорого обходятся всем. Трезвый взгляд на ситуацию может помочь излечиться от этого недуга, кому не слишком поздно, конечно.

Все согласны, что Минские договоренности составляют основу политического урегулирования кризиса на Украине. Обеспечение правовых и материальных гарантий для жителей Донбасса через введение в действие закона об особом статусе и его закрепление в конституции – это шанс сохранить территориальную целостность страны. Однако от представителей Киева мы слышим странные интерпретации, в том числе и на СМИД в Гамбурге. Сохранение Донбасса в составе Украины почему-то подается Министром иностранных дел Украины как попытка развалить украинскую государственность. Сначала надо, мол, Донбасс зачистить от «антиукраинских» элементов. В роли «чистильщиков» предлагается запустить туда некое силовое международное присутствие, и только затем проводить выборы, которые смогут устроить киевские власти. Кого этим хотят обмануть, непонятно.

Вряд ли украинская государственность пострадает от реинтеграции одного из ведущих регионов страны. Пострадает ли от этого действующая власть – несколько другая история.

Пока же мы видим последовательную политику Киева по «отрезанию» Донбасса от остальной Украины. Это не только разрыв гуманитарных, экономических и финансовых связей, но и идеологическое отторжение. Очевидны нападки на русский язык, культуру, эпопея «декоммунизации» в худших традициях как раз советской эпохи, прославление пособников нацистов. Все это только разобщает жителей Украины. Чем скорее это прекратится, тем легче пойдет процесс нормализации ситуации.

Пока что Киев только требует, но ничего не делает. Вопрос о границе может решаться не иначе как в установленном «Комплексом мер» порядке. Контрпродуктивны попытки сделать эту тему приоритетной в ущерб решению политических элементов урегулирования.

Тем временем зона безопасности накачивается вооружениями и техникой. Препятствий патрулям СММ украинские силовики чинят сейчас там не меньше, а порой больше, чем ополченцы. Разведение сил в Станице Луганской Киев продолжает срывать. В ночь на 1 декабря камера Миссии зафиксировала перестрелку внутри района разведения. Представленная СММ хронология точно указывает, что вначале было нанесено три удара по позициям ЛНР. За последние две недели населенные пункты под контролем ополчения 13 раз подверглись обстрелам с направлений, где дислоцируются силы ВСУ. В «зоне безопасности» в нарушение «Комплекса мер» и Дополнения к нему за 1-12 декабря зафиксировано 22 единицы военной техники ВСУ.

Еще пример – упрямый саботаж Киевом работы минской подгруппы по экономике, что значительно затрудняет решение вопросов водо- и электроснабжения. Отмечаем и избирательный подход к аспектам облегчения гуманитарной ситуации вдоль линии соприкосновения. Нам непонятна настойчивость украинской стороны в стремлении открыть пункт пропуска именно в Золотом, где, в частности, сохраняется минная опасность. При этом Киев даже не рассматривает возможность открытия проезда через н.п. Счастье и сам закрыл пункт пропуска в Зайцево, перенеся его в Майорск, где риск для безопасности мирных жителей возрастает. 14 декабря украинские пограничники обстреляли людей на пункте пропуска в Майорске, есть жертвы.

Раз уж был упомянут очередной доклад УВКПЧ ООН по правам человека на Украине, сошлюсь на некоторые положения этого в целом тенденциозного документа. Ограничения права на свободу передвижения по-прежнему причиняют несоразмерные страдания гражданскому населению, проживающему на территориях, пострадавших от конфликта. УВКПЧ задокументировало случаи сексуального насилия и домогательств в отношении молодых женщин на контролируемых правительством контрольных пунктах въезда-выезда вдоль линии соприкосновения. Мы давно об этом говорим: блокаду региона необходимо снять, а дискриминацию жителей Донбасса прекратить. Чем дольше Киев будет проводить свою политику апартеида в Донбассе, чем больше будет таких преступлений.

Уважаемые коллеги,

Наблюдаем тревожные признаки обострения внутриполитической борьбы на Украине. Растут количество и численность протестных манифестаций, разгул преступности. Плодятся коррупционные разоблачения. Обостряется шпиономания. Надежду Савченко, о судьбе которой так пеклись некоторые наши коллеги, исключают из партии, в которой она была первым номером в списке, представляют «врагом народа».

Это чревато обострением ситуации и в зоне конфликта, что может привести к новым обстрелам, разрушениям, жертвам среди мирного населения. Призываем всех, кто заинтересован в стабилизации ситуации на Украине, применить имеющееся влияние, чтобы не допустить очередной эскалации.

Как бы ни развивалась дальше ситуация в коридорах украинской власти, исходим из того, что разумной альтернативы полной и последовательной реализации Минских договоренностей не существует. Рано или поздно Киеву придется их выполнить. Чем раньше это произойдет, тем легче будет украинскому обществу возвращаться на путь нормализации.

В заключение хотели бы подчеркнуть, что после 21 марта 2014 г. в регионе сложились новые политико-правовые реалии. Республика Крым и Севастополь стали неотъемлемой частью Российской Федерации. Именно этого и следует придерживаться всем, кто заинтересован в конструктивном диалоге, а не в бесплодных пикировках.

Благодарю за внимание.


Source URL: https://russiaeu.ru/ru/node/2498