+ -
Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе

Опубликовано 2016-10-03 14:10:51

Интервью заместителя Министра иностранных дел России А.Ю.Мешкова информагентству ТАСC, 30 сентября 2016 года


Вопрос: Получила ли Москва реакцию НАТО на предложения российской стороны по укреплению мер доверия, в том числе в развитие так называемого плана Ниинисте по авиабезопасности в балтийском регионе? Ранее эти предложения были озвучены на заседании Совета Россия-НАТО (СРН) 13 июля. После встречи Генеральный секретарь альянса Й.Столтенберг заявил, что союзники приветствуют готовность России обсудить меры по снижению рисков, тщательно изучат предложение России по мерам безопасности в Балтийском море.

Ответ: В июле российские военные представители в письменном виде передали целый ряд вполне конкретных практических шагов в целях укрепления доверия. Спустя два месяца мы услышали от натовской стороны лишь устные комментарии и то по выборочным элементам. Из полученных разъяснений следует, что ряд наших инициатив, по сути, отведен. В частности, о встрече военных экспертов в Москве для обсуждения ситуации в области евробезопасности с учетом решений саммита в Варшаве; о налаживании по военной линии обмена оценками в отношении террористических угроз, в первую очередь по противодействию распространению «Исламского государства» (ИГ, террористическая группировка, запрещена в России) и других террористических организаций; о возможности возобновления взаимодействия в рамках ранее успешно реализовывавшегося российско-натовского антитеррористического проекта – Инициативы по сотрудничеству в воздушном пространстве; о проведении неполитизированного анализа действовавших прежде в формате CРН военных программ.

Реакция на нашу инициативу по повышению военной авиационной безопасности на Балтике, которую вы упомянули, не менее показательна. Именно для обстоятельного и прямого разговора по всем аспектам использования транспондеров в этом регионе мы пригласили на консультации в Россию технических экспертов НАТО и представителей Швеции и Финляндии. В чем проблема, взять и приехать? Вместо этого на нас пытаются переложить «бремя доказательства» актуальности темы транспондеров для предотвращения инцидентов. А разве не представители НАТО на протяжении последних двух лет раскручивали тезис о рисках полетов нашей авиации с «выключенными» транспондерами как первоочередной проблеме в сфере военной безопасности? Все это выглядит не иначе, как просто попытка уйти от предметного обсуждения нашей инициативы.

Не предлагая ничего конкретного со своей стороны, альянс также ожидает от нас проявления дополнительной транспарентности проведения брифингов о российских военных потенциалах на западных рубежах нашей страны, задействования телефонных контактов с начальником Генерального штаба ВС России (ГШ ВС) для получения информации о внезапных проверках. В этом же ключе и очередные заходы о необходимости модернизации Венского документа 2011 года о мерах укрепления доверия и безопасности.

Мы согласны с тем, что данные вопросы важны и не должны игнорироваться. Но это не должно быть «улицей с односторонним движением». А ситуация сейчас выглядит именно так.

Думаю, что подобная реакция альянса обусловлена прежде всего его одержимостью идеологизированными мотивами. А ведь пора бы уже странам – членам блока продемонстрировать по-настоящему ответственный подход к налаживанию системного взаимодействия с нашей страной и найти в себе мужество выйти за рамки сугубо политизированных внутриблоковых установок.

В любом случае, мы ожидаем получить от натовской стороны официальный развернутый ответ «на бумаге» по всем пунктам наших предложений. Затем будем готовы продолжить предметный диалог. Однако, еще раз подчеркну, необходимо понимать, что дальнейшие попытки альянса «играть в одни ворота» не приблизят нас к достижению каких-либо договоренностей для повышения доверия.

Вопрос: Когда может состояться очередное заседание Совета Россия-НАТО?

Ответ: Мы по-прежнему открыты для продолжения серьезного равноправного диалога с альянсом по актуальным вопросам европейской и международной повестки дня, затрагивающим интересы России и НАТО.

И формат СРН, не раз доказывавший свою востребованность, призван здесь играть ключевую роль. Однако у таких встреч должна быть реальная «добавленная стоимость». Пока что мы вынуждены констатировать сохраняющееся стремление альянса использовать СРН преимущественно как канал для продвижения внутриблоковых установок.

Не исключаю, что субстанция для продолжения диалога в формате СРН появится после получения нами и последующего анализа письменного ответа альянса на предложения, озвученные в ходе июльской встречи. Поэтому торопиться со сроками не следует. В любом случае, проведению заседания СРН традиционно предшествуют соответствующие консультации по его содержательному наполнению.

При этом отрадно, что после почти двухлетнего перерыва натовцы все чаще открыто признают необходимость проведения таких встреч. Видимо, в альянсе нарастает понимание ненормальности текущей ситуации в наших отношениях, возникшей вследствие взятого в Брюсселе курса на сворачивание системного диалога, в том числе по военной линии, и одностороннего решения блока о приостановке практического сотрудничества. Хотелось бы надеяться, что это «прозрение» окажет отрезвляющее воздействие на те страны – члены НАТО, которые по-прежнему пытаются дискредитировать формат СРН.

Вопрос: Можно ли рассчитывать на возобновление работы российской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) до конца года?

Ответ: В силу конституционного разделения властей в Российской Федерации этот вопрос в первую очередь следовало бы адресовать членам Федерального собрания. Вместе с тем мы в Министерстве также внимательно относимся к кризису в ПАСЕ, который, как известно, образовался не по вине российской стороны. Вызывает озабоченность то обстоятельство, что с приостановкой полномочий российской делегации Парламентская ассамблея Совета Европы перестала быть общеевропейским парламентским форумом. Все ветви российской власти заинтересованы в том, чтобы ассамблея вновь обрела это свое качество.

Как известно, руководители обеих палат российского парламента предпринимают активные шаги в поисках взаимоприемлемого выхода из нынешней ситуации. Так, бывший председатель Государственной думы С.Е.Нарышкин в Москве 7 сентября и председатель Совета Федерации В.И.Матвиенко в Страсбурге 14 сентября обстоятельно обменялись мнениями с главой ПАСЕ П.Аграмунтом и членами президентского комитета ассамблеи относительно шагов, которые было бы целесообразно предпринять с целью безусловного восстановления всех полномочий российской делегации в ПАСЕ.

Произойдет ли это до конца текущего года или в начале 2017-го, зависит от сроков формирования российской делегации в ассамблее с учетом итогов выборов в Госдуму, а также от темпов работы по этому вопросу внутри ПАСЕ.

В любом случае, мы готовы и впредь содействовать скорейшему преодолению кризиса в ассамблее.

Вопрос: Россия неоднократно заявляла, что вариант вести бизнес с ЕС по принципу «бизнес как обычно» исключен. Тогда на каких условиях Россия готова возобновить сотрудничество с Евросоюзом? В частности, что это должно быть: отмена санкций, признание вхождения Крыма в состав России?

Ответ: В первую очередь хотел бы отметить, что полной «заморозки» нашего взаимодействия с ЕС, как бы того ни хотели некоторые силы, не произошло. Сотрудничество, главным образом на экспертном уровне, по отдельным вопросам не прекращалось. Вместе с тем отсутствуют системные обмены на высшем и высоком уровне, идет искусственное торможение политических контактов со стороны Евросоюза. Считаем абсурдным увязывание Брюсселем восстановления двустороннего диалога с полным выполнением Минских договоренностей по Украине, которые откровенно саботируются Киевом.

Что касается будущего российско-еэсовских отношений, то «бизнеса как обычно» в том виде, как его представляют себе в ЕС, действительно не будет. Думаю, что сейчас с учетом сложившейся ситуации было бы правильно посмотреть свежим взглядом на всю структуру нашего взаимодействия с Евросоюзом.

Еще в прошлом году мы договорились с еэсовцами о том, что по отдельности проведем инвентаризацию двусторонних отношений, чтобы выявить совпадающие интересы. Свою часть работы мы сделали. Результаты инвентаризации и наши предложения в этой связи были переданы стороне ЕС. Евросоюз пока свою часть пути не прошел.

Мы не призываем к восстановлению всего объема сотрудничества в рамках секторальных диалогов. Но возобновление и расширение контактов по вопросам, представляющим взаимный интерес и имеющим практическое значение (вопросы торгового режима, таможенного, ветеринарного и фитосанитарного сотрудничества, рыболовства, борьбы с климатическими изменениями и др.), необходимо.

Надеемся, что предстоящее обсуждение на саммите Евросоюза 20–21 октября вопросов взаимодействия с Россией и санкционной политики позволит Брюсселю выработать более реалистичные подходы на российском направлении.

Особо отмечу, что мы не ставим развитие российско-еэсовских отношений в зависимость от выполнения каких-либо требований. Готовы к выстраиванию прагматичного сотрудничества с Евросоюзом на основе равноправия и реального учета взаимных интересов.

В этой связи хотел бы отметить, что продолжение санкционного давления на Россию бесперспективно и ведет только к дальнейшей деградации торгово-экономического сотрудничества. Регулярно доводим до сведения еэсовцев, что никакие критерии снятия санкций обсуждать не намерены. Вместе с тем подчеркиваем, что если и когда ЕС откажется от подрывающей собственные экономические интересы санкционной политики, наш ответ не заставит себя ждать.

Что касается Крыма, то принадлежность полуострова мы в контактах с еэсовцами не обсуждаем. Для нас это вопрос решенный.

Вопрос: Как Вы могли бы прокомментировать слова А.Меркель о том, что ЕС стоит на грани распада. Согласны ли Вы с таким утверждением?

Ответ: Безусловно, мы видим нарастание негативных тенденций в ЕС, который столкнулся сразу с несколькими серьезными вызовами, в числе которых беспрецедентный миграционный кризис, всплеск террористической активности, сохраняющиеся проблемы в финансово-экономической сфере, рост евроскептических настроений, наиболее ярким выражением которых стал итог британского референдума о членстве в Евросоюзе, а также наличие разногласий в ЕС по линиям Север-Юг и Запад-Восток.

Собственно, о серьезности ситуации говорила не только А.Меркель, но и представители других государств Евросоюза и руководители евроинститутов, заявлявших, что ЕС переживает «экзистенциальный кризис».

Рассчитываем на то, что Евросоюз сможет преодолеть возникшие трудности. Заинтересованы в стабильном и предсказуемом ЕС, который, несмотря на существенное падение нашего товарооборота, в последние годы продолжает оставаться ключевым торгово-экономическим партнером России.

Вопрос: Как развивается российско-турецкое сотрудничество? Обсуждается ли вопрос об отмене визового режима в Россию для граждан Турции?

Ответ: Как вы знаете, мы пережили не самый простой период в наших двусторонних отношениях с Турцией. Извинения, принесенные президентом Турции в связи с трагическим инцидентом 24 ноября 2015 года, создали предпосылки для «размораживания» официальных контактов. Восстановлен и активизировался диалог на уровне президентов двух стран, проводятся консультации на уровне министров иностранных дел, экономики, экспертов различных министерств и ведомств.

В начале сентября текущего года запущено чартерное авиасообщение с Турцией. Обсуждаются вопросы реализации таких стратегических проектов, как строительство газопровода «Турецкий поток» и первой в Турецкой Республике АЭС «Аккую». Профильные госструктуры двух стран прорабатывают возможности корректировки специальных экономических мер, применяемых в отношении этой страны.

Исходим из того, что вся эта работа будет вестись поэтапно, по мере вызревания объективных предпосылок, с учетом наших национальных интересов, да и просто на основе здорового прагматизма. Нормализация отношений с Турцией – нашим ближайшим соседом и крупнейшим торгово-экономическим партнером – обусловлена очевидными объективными предпосылками. Вместе с тем при рассмотрении вопроса отмены рестрикций в отношении Турции мы должны руководствоваться прежде всего защитой интересов отечественных производителей. Касательно сотрудничества в сфере туризма могу заверить, что в условиях непростой обстановки в Турции безопасность российских граждан всегда была и остается нашим приоритетом. Профильные госструктуры России во взаимодействии с турецкими коллегами осуществляют регулярный мониторинг принимаемых турецкими властями в курортных зонах дополнительных мер по обеспечению безопасности российских туристов.

То же самое касается и темы возвращения к упрощенному визовому режиму. Пока возврат к нему мы считаем преждевременным. Это связано с сохраняющимися в Турции высокими террористическими рисками, активностью в стране различных террористических структур, в том числе тех, которые могут представлять опасность для России и ее граждан.

Немаловажным обстоятельством в этой связи является также уровень сотрудничества между правоохранительными органами и спецслужбами наших стран. При том что диалог на эту тему нами был возобновлен, положение дел здесь пока нельзя назвать удовлетворительным. Более предметно говорить об упрощении визового режима можно будет в случае обеспечения активного и, самое главное, эффективного взаимодействия правоохранительных структур двух стран и снижения уровня террористических рисков в самой Турции.

Вопрос: Первые разрешения, выданные турецкими властями «Газпрому» в рамках проекта «Турецкий поток», позволяют дать старт строительству газопровода. Когда официально предполагается выйти на согласование и подписание проекта межправительственного соглашения?

Ответ: Удовлетворены тем, что турецкая сторона в осуществление договоренностей, достигнутых между президентами России и Турции в ходе их встречи в Санкт-Петербурге 9 августа 2016 года, предоставила первые разрешения, позволяющие приступить к строительству газопровода «Турецкий поток».

Что касается соответствующего межправительственного соглашения, то в настоящее время идет активная работа над его проектом. Рассчитываем, что этот этап удастся завершить в сжатые сроки с дальнейшим выходом на подписание документа.


Source URL: https://russiaeu.ru/ru/node/2406