+ -
Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе

Опубликовано 2015-05-18 22:00:00

Пресс-конференция С.В.Лаврова по итогам сессии КМСЕ


Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по итогам сессии КМСЕ, Брюссель, 19 мая 2015 года

Уважаемые коллеги,

Нынешнее заседание Комитета министров Совета Европы (КМСЕ) имеет особое значение. Ситуация в Европе весьма непростая - слишком много раздражителей, конфликтов, в целом обострение отношений между западными странами с одной стороны и Российской Федерацией - с другой, в том числе из-за украинского кризиса, который, конечно, возник не сам по себе. Он явился отражением системных проблем, которые накапливались в системе европейской безопасности многие годы и корень которых в том, что обязательства по недопущению новых разделительных линий и стиранию старых долгие годы не выполнялись. Совет Европы имеет уникальное значение, поскольку это единственная общеевропейская Организация, которая базируется не на политических декларациях, а на четкой международно-правовой основе - это Устав и многочисленные конвенции, обеспечивающие единое правовое пространство для всех без исключения европейских стран.

Мы сегодня постарались использовать заседание Комитета министров, чтобы призвать строго руководствоваться базовыми принципами и ценностями Совета Европы, которые, повторю, едины для всех и всеми должны одинаково выполняться.

Этой дискуссии существенно помог представленный Генеральным секретарем Совета Европы Т.Ягландом доклад, посвященный положению дел в области прав человека и верховенства закона на нашем континенте. Главный вывод, который мы делаем после ознакомления с этим важным документом, заключается в том, что пространство проблем в Европе географически не сужается, а расширяется. Согласно докладу, проблемы с соблюдением прав человека, организацией судебных систем существуют в большинстве стран Совета Европы. Поэтому здесь не должно быть места попыткам действовать по логике «учителя-ученики» - все одинаково должны отвечать универсальным ценностям и принципам, закрепленным в конвенциях этой общеевропейской организации.

Особое значение на этой сессии мы уделили борьбе с нарастающей угрозой экстремизма. Принят важный документ - Декларация «О противодействии терроризму и экстремизму», - который закладывает дополнительные принципы нашей общей совместной работы на этом направлении. Принят также План действий по реализации этой декларации. Еще одним важным шагом в борьбе с террором стало одобрение Протокола к Конвенции по предупреждению терроризма от 2005 года, посвященного мобилизации общих усилий по противодействию новой угрозе – так называемым «иностранным террористам-боевикам», которых рекрутируют в странах континента, чтобы они делали свое гнусное дело на Ближнем Востоке и в Северной Африке в контексте конфликтов в Сирии, Ливии, других странах этого региона, и которые затем возвращаются в страны проживания и представляют серьезную угрозу для безопасности государств.

По понятным причинам особое внимание участники заседания уделили ситуации на Украине. Мы выстроили наше выступление в конструктивном ключе, побуждая Совет Европы продолжать активно содействовать поиску мирного урегулирования внутриукраинского кризиса. Совет Европы уже делает немало на данном направлении. Я хотел бы отдать должное председателю Комитета министров СЕ, вице-премьеру, Министру иностранных дел Бельгии Д.Рейндерсу, которые занимал этот пост последние шесть месяцев и который сегодня передает свои полномочия следующему председателю. Признательны также Генеральному секретарю Совета Европы Т.Ягланду, который, вместе с председателем КМСЕ выстраивал свои усилия исключительно в направлении содействия политическому урегулированию и налаживанию диалога между всеми участниками конфликта на Украине. Совет Европы принял специальный план действий в поддержку усилий, направленных на успокоение ситуации, совсем недавно учредил 25 представительств в каждой области Украины, которые призваны помогать решать вопросы, связанные с местным самоуправлением и децентрализацией власти. Мы призвали, чтобы в этой деятельности, особенно в том, что касается децентрализации, Совет Европы и его представители руководствовались соответствующим разделом Минских договоренностей от 12 февраля. Мы также поддержали дальнейшее участие Совета Европы в усилиях по расследованию преступлений на «майдане», в Одессе. Считаем важным расширить мандат (Совета Европы) в этой сфере на другие инциденты, которые произошли на Украине за последний год. Справедливость должна быть восстановлена, а все виновные в этих преступлениях - преданы правосудию.

Есть и другие очень важные направления, по которым Совет Европы начинает действовать в связи с украинским кризисом, прежде всего, это содействие конституционной реформе. Конституционная реформа на Украине сейчас осуществляется не в соответствии с Минскими договоренностями, которые предполагают прямое участие в этом процессе представителей Донецка и Луганска. Мы призвали Генерального секретаря СЕ и всех членов КМСЕ обеспечить, чтобы в работе по реформе конституции, также как и в работе по реформе судебной системы, осуществлению других назревших реформ на Украине, в полной мере учитывались договоренности, заложенные в Минских документах от 12 февраля с.г.

Думаю, что растет понимание необходимости сделать главный шаг в урегулировании украинского кризиса – обеспечить прямой диалог между Киевом, Донецком и Луганском. В этом - ключ к урегулированию кризиса, главное содержание Минских договоренностей от 12 февраля, и этим нужно руководствоваться. Пока, к сожалению, киевские власти уходят от такого прямого диалога, пытаются подменить его различными новыми идеями, новыми форматами, которые не обсуждались и не закреплены в Минских документах от 12 февраля.

В целом, подчеркну еще раз, несмотря на эмоциональные всплески с той или иной стороны, сессия КМСЕ показала растущую обеспокоенность нынешним положением дел и растущее понимание необходимости преодолевать старые фобии и объединяться на коллективных началах, потому что вызовы, которые стоят перед нами – общие для всех государств европейского континента. Надеюсь, что итоги сессии помогут консолидировать Совет Европы на тех принципах, которые лежат в его основе и были заложены после окончания Второй мировой войны, после победы над фашизмом.

В ходе пребывания в Брюсселе у меня состоялись встречи с Генеральным секретарем Совета Европы Т.Ягландом, Высоким представителем ЕС по иностранным делам Ф.Могерини, с которой мы обсудили украинский кризис и удручающее положение дел в отношениях между Россией и ЕС по причине перекрытия Брюсселем почти всех каналов и механизмов взаимодействия. Здесь есть определенные подвижки. Наши коллеги поддержали продолжение начатого вчера на уровне «тройки» министров России, ЕС и Украины разговора по вопросам экономического взаимодействия между Киевом, ЕС и Россией - и в более широком плане ЕАЭС. Вчерашние переговоры закончились в целом на оптимистичной ноте. Рассчитываю, что договоренность об их продолжении принесет результат, который позволит гармонизировать участие украинского государства в интеграционных процессах на западе и востоке Европы.

Мы с Высоким представителем ЕС по иностранным делам Ф.Могерини обсудили и ситуацию, складывающуюся сейчас в связи с потоком незаконных мигрантов с севера Африки, прежде всего, через Ливию в страны ЕС. У Брюсселя есть инициатива, которая предполагает задействование военно-морских сил для пресечения этой преступной практики. Инициатива была одобрена вчера на заседании совета министров иностранных дел и министров обороны Евросоюза. Ф.Могерини сказала, что эта инициатива будет внесена в Совет Безопасности ООН. Мы пока еще детально не видели этих предложений. Когда они поступят, будем их изучать, руководствуясь необходимостью пресечь незаконную миграцию, не допустить использования этих миграционных потоков террористами, но одновременно руководствуясь необходимостью соблюдения основополагающих норм международного права, прежде всего, международного гуманитарного права и права в отношении беженцев и перемещенных лиц. Вопрос непростой, потому что, насколько мы поняли наших европейских коллег, он будет сопряжен с запросом Совета Безопасности ООН на применение силы в определенных ситуациях. Учитывая прошлый опыт обращений в Совет Безопасности ООН, мы будем максимально пристально смотреть на все нюансы подобной вероятной ситуации с тем, чтобы не содержалось никакой двусмысленности в том мандате, который может быть выдан СБ ООН Европейскому союзу.

Вопрос: В Совете Европы недавно была принята резолюция, в которой говорится, что Россия должна не препятствовать, а оказывать содействие компетентным органам СЕ совершать поездки на «оккупированные территории» Грузии для осуществления мониторинга прав человека? Будет ли Россия следовать этой резолюции?

С.В.Лавров: Я не в курсе заявлений и решений относительно требований к России обеспечить доступ, как Вы выразились, на «оккупированные территории» в Грузии. Мне о таковых неизвестно. Я знаю, что на Кавказе есть два новых государства, провозгласивших независимость после того, как находившийся тогда у власти в Грузии Президент М.Саакашвили в августе 2008 года отдал преступный приказ использовать вооруженные силы Грузии против собственного народа.

Эти два независимых государства – реальность. Они признаны Российской Федерацией и являются нашими союзниками. Мы, конечно, поддерживаем всестороннее экономическое, политическое и во всех других областях становление этих государств. Сотрудничаем с ними в обеспечении их безопасности, чтобы не повторялись авантюры, подобные произошедшей в августе 2008 года.

Что касается доступа международных представителей на их территории, то надо разговаривать с ними. Насколько я знаю, такие посещения происходят регулярно. Абхазию и Южную Осетию посещают представители европейских и других государств. Как нам рассказывают в ходе регулярных контактов, правительства этих стран открыты к откровенному уважительному диалогу и с международными структурами, будь то Совет Европы, ООН или ОБСЕ. Важно делать это без попыток представить ситуацию извращенно и игнорировать новые реалии на Кавказе.

Вопрос: Какие у Вас ожидания в связи с предстоящим саммитом «Восточного партнерства» в Риге?

С.В.Лавров: Я не могу комментировать ожидания. Мы не можем навязывать Европейскому союзу и его партнерам какие-либо решения. Мы хотим только одного (и об этом давно известно нашим коллегам в Брюсселе) - чтобы процессы, которые развиваются между ЕС и странами, желающими углублять экономические, гуманитарные и прочие отношения с Евросоюзом, не выстраивались в ущерб законным интересам Российской Федерации. Чтобы отношения ЕС со своими партнерами учитывали наличие интеграционных процессов на востоке Европы и были нацелены на их гармонизацию, а не на противопоставление, которое, к сожалению, имеет место. Попытки представить ситуацию «либо-либо», как игру с нулевым результатом приводят к весьма нежелательным и неблагоприятным итогам. Наши европейские партнеры это понимают, они нас заверили (в том числе это сделала Высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф.Могерини во время вчерашних переговоров), что «Восточное партнерство» будет развиваться не в ущерб интересам России. Это правильные слова, но мы бы хотели, чтобы они подкреплялись конкретными делами. Посмотрим, произойдет ли это на саммите в Риге.

Вопрос: Что Вы ожидаете от встречи с Генсекретарем НАТО Й.Столтенбергом? Улучшаются ли отношения между Россией и НАТО?

С.В.Лавров: Я встречался с Й.Столтенбергом по его просьбе в феврале с.г. «на полях» Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. Аналогичное предложение поступило в связи с моим пребыванием здесь, в Брюсселе, на заседании Комитета министров Совета Европы. Мы никогда не уходим от контактов. Вот, собственно говоря, все причины, по которым эта встреча сегодня состоится.

Контакты и механизмы взаимодействия между Россией и НАТО были весьма интенсивными и разветвленными, но их заморозил Североатлантический альянс. Послушаем, что нам скажут.
 


Source URL: https://russiaeu.ru/ru/node/1719