Визовые вопросы

С середины 1990-х годов развитие отношений между Российской Федерацией и странами Европейского союза сопровождалось последовательным ростом числа взаимных поездок граждан. Свою роль в этом сыграло создание в ЕС т.н. Шенгенской зоны с единой визовой политикой. С расширением Евросоюза и Шенгенской зоны на территорию государств Центральной и Восточной Европы — стран, с которыми Россия имеет традиционные связи, — интенсивность взаимных поездок граждан России и Евросоюза еще больше увеличилась. Как следствие, визовые вопросы заняли важное место в повестке отношений Россия–ЕС.

Россия и государства-члены ЕС связаны обязательствами в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) постепенно упрощать и гибко управлять процедурами выезда и въезда, а также рассмотреть возможность взаимной отмены въездных виз. Более свободное передвижение наших граждан и контакты между ними важны и в контексте защиты и продвижения прав и основных свобод человека.

Россия и ЕС начали проработку вопроса о либерализации визового режима. В 2006 году стороны заключили Соглашение об упрощении выдачи виз. Новые правила распространились на предпринимателей, учащихся, научных работников, спортсменов, близких родственников лиц, законно проживающих на территории России и стран ЕС. Соглашение в целом работает успешно. Этому способствует и специально созданный для контроля за выполнением Соглашения Совместный комитет, очередное, 13-е по счету, заседание которого состоялось 24 апреля 2018 года в Брюсселе.

В 2011 году Россия и Евросоюз приступили к переговорам по дальнейшему упрощению режима трансграничного передвижения граждан. Предусматривалось расширение круга лиц, которым могут выдаваться многократные визы сроком действия до пяти лет, а также лиц, освобождаемых от уплаты консульских сборов. Кроме того, планировалось предоставить некоторым дополнительным категориям граждан возможность безвизового въезда.

Параллельно в 2007 году Россия и ЕС запустили т.н. безвизовый диалог. Работа охватывала четыре тематических блока: 1) защищенность документов и биометрических данных; 2) незаконная миграция, включая реадмиссию (возвращение лиц, незаконно пребывающих на территории одной из сторон, в страну, из которой они прибыли); 3) общественный порядок и безопасность; 4) внешние связи. 

В 2010 году завершилась исследовательская стадия безвизового диалога, позволившая изучить соответствующие законодательную базу и правоприменительную практику России и ЕС. 

На оперативной стадии безвизового диалога стороны в декабре 2011 года одобрили перечень совместных шагов по переходу к безвизовому режиму краткосрочных поездок граждан. В 2012–2013 годах состоялся обмен оценочными миссиями и докладами о реализации «совместных шагов». По мнению российской стороны, в результате проведенной работы все условия для начала переговоров о заключении Соглашения об отмене визовых требований для граждан России и ЕС были выполнены. 

Однако в марте 2014 года Европейский совет принял решение об одностороннем временном приостановлении как безвизового диалога, так и переговоров о модернизации Соглашения об упрощении выдачи виз в рамках пакета рестриктивных мер против России в связи с событиями на Украине.