Энергосотрудничество и энергобезопасность

Сотрудничество в сфере энергетики относится к числу приоритетных направлений отношений Россия-ЕС. Россия является крупнейшим в мире экспортером газа, конкурирует с Саудовской Аравией и США за роль крупнейшего производителя и экспортера нефти. Евросоюз - основной потребитель российских энергоресурсов. Стороны сохраняют обоюдный интерес в развитии более глубокого и взаимовыгодного энергетического взаимодействия, которое содействовало бы укреплению энергетической безопасности обеих сторон, выработке справедливых правил функционирования энергетических рынков, большей предсказуемости ситуации на этих рынках.

Важнейшей составляющей нашего взаимодействия в сфере энергетики является создание условий для бесперебойных поставок энергоресурсов на рынки ЕС. В этих целях в 2009 г. в Москве на саммите Россия-ЕС был подписан Меморандум о механизме раннего предупреждения, определяющий алгоритм совместной работы по предотвращению и ликвидации последствий кризисных ситуаций в сфере поставок энергоресурсов с привлечением к этой работе транзитных стран (обновлен в феврале 2011 г.). Очевидно, что гарантировать стабильные и соответствующие уровню спроса поставки энергоносителей можно лишь при наличии соответствующей транспортной инфраструктуры. Именно в целях ее развития и Россия, и Европейский союз предусматривают сооружение ряда новых трубопроводов, в том числе газопроводов, предназначенных для удовлетворения спроса на перспективу и для более надежного обеспечения энергобезопасности Европы. К их числу относятся, в частности, газопровод "Северный поток", проект газопровода «Турецкий поток», газопроводы «Южного энергетического коридора ЕС» TANAP и TAP и др. Российская сторона призывает не политизировать вопросы строительства газопроводов и исходит из необходимости учитывать при рассмотрении проектов, прежде всего, экономические целесообразность и риски. При этом позиция России заключается в том, что для стратегически важной энергоинфраструктуры необходимо разработать специальное регулирование, поскольку нормы «Третьего энергопакета» ЕС лишают инвесторов заинтересованности в реализации таких ресурсоемких общеевропейских проектов.